Неутешительные прогнозы наполняемости сельских бюджетов спровоцировали конфликт между главой Каховской РГА В. Сторчаком и начальником районной налоговой А. Поповым. Разгневавшись, В. Сторчак обвинил налоговиков в сокрытии реального количества нелегальных работников на полях, пишет газета "Каховские новости".
Что ни лето, на поля съезжаются выходцы некогда советских Таджикистана, Узбекистана и Молдовы, а также наши соотечественники из других регионов, желающие подзаработать. Работают они без договоров и получают за свой адский труд мизерные деньги.
Такое положение опасно не только для нелегальных трудяг, которых бессовестный работодатель может оставить без куска хлеба, но и крайне невыгодно для бюджета. Если наемный работник не зарегистрирован, в казну от него не перепадет ни копейки, а вся прибыль достанется фермеру.
Для выявления нелегалов в Каховской налоговой работает группа легализации рабочих мест. Ее деятельность и поддали жесткой критике. В ответ на приведенные А. Поповым количество выявленных нелегалов, которое колебалось в размере от 1 до 32 человек, на одно проверенное фермерское хозяйство, Сторчак заявил, что эти цифры не могут быть реальными. Как аргумент – автобусы из соседних районов везут работников штабелями, на уборке клубники работают по 300- 400 человек. По сравнению с этим названные налоговиком цифры – кошачьи слезы. А. Попов с претензиями Сторчака не согласился, и доложил, что за первое полугодие план поступления налогов перевыполнен на 1 млн. 600 тыс. грн.
Как налоговая служба, так и глава РГА винят во всем несовершенное законодательство. Ведь штрафы, которое оно предусматривает за использование нелегальных работников - мизерные и позволяют фермерам выплачивать их без особого ущерба. Да и сама схема наказания работодателей, выплачивающих зарплату «в конвертах», далека от совершенства и дает нарушителям массу лазеек, как избежать штрафов.
На легальном оформлении не настаивают и сами работники. Многие из них состоят на учете в Центре Занятости и помимо заработка на поле получают государственную помощь по безработице. Осуждать их за такое «двуличие» трудно. Большинство сельчан живут за чертой бедности и считают каждую копейку. Те, кто не получает пособие по безработице тоже не приветствуют, что часть их зарплаты будет «съедена» налогами и берут зарплату в «конвертах».
От этого страдает бюджет, и решать эту проблему обязана власть. И если бы у нее было желание повлиять на процесс, способы вывести из «тени» сотни неоформленных работников нашлись бы.