Ранее СМИ сообщали о результатах проведения конкурса на должность начальника Херсонского морского торгового порта, когда 12 января Мининфраструктуры среди 5 кандидатов признало наилучшей презентацию о развитии предприятия Андрея Соколова.
Андрею Соколову 33 года. До победы в конкурсе он работал советником первого заместителя министра инфраструктуры, а до этого – в одесской консалтинговой компании Informall, которая была известная своими аналитическими продуктами по контейнерному рынку.
На данный момент Андрей Соколов проходит согласование в Херсонской ОГА, после чего документы будут направлены по похожей процедуре в Кабинет Министров Украины.
Молодой и успешный бизнесмен, который не был замечен в коррупционных скандалах и схемах, по той причине, что никогда не занимал чиновничье кресло, тем не менее вызвал недовольство профсоюзного комитета ХМТП.
Основная претензия профсоюзного комитета предприятия, который кстати уже на протяжении многих лет возглавляет экс-регионал Тернавский, заключается в том, что Соколов, якобы, будет готовит предприятие к приватизации.
Мы попытались разобраться имеют ли под собой почву такие опасения и чего на самом деле могут бояться структуры близкие к ХМПТ.
Что касается приватизации предприятия, то какой либо информации о таких заявлениях Соколова в открытых источниках мы не нашли, кроме его желания найти инвестора, что совсем не подразумевает под собой приватизацию. Однако, мы смогли ознакомиться с презентацией Андрея Соколова, размещенной на сайте Министерства инфраструктуры Украины.
Действительно, в этом документы упоминается, что при увеличении доходности работы порта и оптимизации его деятельности, стоимость предприятия при приватизации увеличиться на 8,4 млн. долларов.
Однако здесь нужно понимать, что ХМТП это предприятие, основной целью которого является получение дохода от своей деятельности, и его эффективность оценивается именно в его в стоимости.
Планируемые новым руководителем мероприятия должны привести, посредством увеличения объемов услуг перевалки, хранения, обработки грузов и услуг портофлота, к увеличению его стоимости как доходного бизнеса, это азы расчета эффективности бизнеса, при которой стоимость предприятия является критерием оценки работы его руководителя.
Предложения Соколова четко показывают возможность увеличить грузооборот с 1550 тысяч тонн до 2000 тысяч тонн, доходы от погрузочно-разгрузочных работ с 221 млн. грн. до 285 млн. грн. а доходы портофлота 19 млн. грн. до 37 млн.
Достичь таких результатов планируется за счет:
— Анализ рынка порта и системная работа над привлечением груза и увеличением рынка;
— Снижения себестоимости работ, повышение прозрачности закупок, повышение управляемости предприятия (внедрение KPI, системы управленческого учета, аудитов);
— Использования возможностей предприятия в части рейдовой перевалки (организация рейдовой перевалки, повышение эффективности портофлота);
— Использования возможностей развития перевалки с речных на морские суда, сотрудничество с речными перевозчиками, создание собственного речного перевозчика с привлечением инвестора;
— Разработки инвестиционных проектов, предусматривающих стадийность развития на базе грузопотока тяготеющего к порту (в частности зерновые);
На первый взгляд никакой опасности, кроме довольно таки призрачной перспективы приватизации, как и для любого госпредприятия, в далеком будущем, для рабочего коллектива нет. Предприятие увеличит доходы и соответственно увеличится зарплата, так как у рабочего персонала ХМТП оплата труда сдельная, т.е.чем больше работы, тем больше оплаты.
Однако, в той же презентации, Андрей Соколов указал на факты, которые возможно и насторожили определенные структуры близкие к руководству порта, которые и запустили определенную информационную волну в местных СМИ об очередном «варяге», который покусился на честь порта.
Так, например, Андрей Соколов указывает, что «по заявлению порта (в финплане) в среднем ставка на перевалку в порту ниже на 0,8$ чем у конкурентов по акватории. Однако грузооборот при этом не растет»…Мы попросили прокомментировать такой парадокс менеджеров одной из херсонских стивидорских компаний – почему при уменьшении стоимости перевалки, объем этой услуги не увеличился? Ответ был прост – реальная стоимость услуги больше чем заявлено, просто вторая половина оплачивается наличными, так сказать без документов, сообщили собеседники на условиях анонимности.
Еще один интересный факт, на который указывает Соколов. При общем количестве работников ХМТП в 705 человек, на одного работающего приходится 2,2 тонны переваленного груза. Это самый низкий показатель эффективности из 7 портов черноморского побережья Украины, взятых для сравнительного анализа. Так, например, в порту Октябрськ на 1-го работающего приходится 3,35 тонны грузов, в порту Южном – 5,46 тонн, а допустим на терминале «Новотех-терминал» в порту Одессы этот показатель достиг 25,12 тонн груза на 1-го работающего.
Такие цифры говорят как минимум о возможном неэффективном использовании административного штата. Не секрет, что непосредственно выполняет работу, приносящую прибыль, рабочий персонал, который кормит еще несколько управленцев. На госпредприятиях же подобных ХМТП, зачастую количество такого админперсонала зашкаливает, так как, по словам бывших работников порта, присутствует элемент кумовства при устройстве на работу в ХМТП.
Только два этих факта указывают на возможное неэффективное управление и потенциальное наличие коррупции в работе ХМТП.
Так или иначе, цифры, которые привел Андрей Соколов о работе ХМТП, имеют под собой больше почвы, чем эмоциональное выступления профсоюзного комитета предприятия, и объясняют боязнь прихода нового руководителя, а также заставляют задуматься, о том кому выгодно оставить предприятие в застое.
Данил Палладинов