Аграрии Херсонщины задолжали почти полмиллиарда гривен, поэтому о новых займах им не стоит и мечтать.
Сапку в руки — и в поле! Похоже, именно под таким девизом в нынешнем году придется вести хозяйство земледельцам Херсонщины. Ведь по причине безденежья многим из них химическая прополка, да еще и несколько раз за сезон — не по карману. В Главном управлении агропромышленного развития облгосадминистрации подтверждают, что хозяйства обеспечены пестицидами всего на 76,9 процента от реальной потребности. И это в среднем, а в тех районах, где больших и средних сельхозпредприятий маловато, потребность в «химии» удовлетворяется немногим более, чем наполовину.
О технике вообще не стоит говорить: в нынешнем году аграрии Херсонщины не смогли заказать херсонским комбайностроителям ни одного нового зерноуборочного агрегата. При этом на рынке ни в современных комбайнах, ни в эффективных пестицидах нет недостатка: проблема, как всегда, в отсутствии свободных средств у покупателей. А скромная заначка, оставшаяся у аграриев после прошлогоднего на удивление щедрого урожая, в основном пошла на горючее и семена для пересева площадей под погибшими из-за осенней засухи озимыми, а надеяться на ссуды — такое же сомнительное дело, как выращивать в таврийских степях экзотические ананасы в открытом грунте.
Настало как раз такое время, когда хозяйства крайне нуждаются в финансовом спасательном круге, но его некому бросить. Государство обещает компенсировать потери от погибших озимых, но неизвестно, когда бюджетные средства поступят непосредственно тем, с кем случилась беда. Оперативнее было бы взять кредит в банке, но херсонские банкиры или вообще не одалживают фермерам и арендаторам, или же заключают договоры под высокие проценты и требуют стоимостный залог, который не все могут предложить — есть риск голым и босым в случае неурожая остаться.
— Более десяти лет назад создали вместе с отцом частное сельхозпредприятие в селе Чулаковцы Голопристанского района Херсонщины. Взяли в аренду землю, выращивали овощи, держали свиней. Потом решили расшириться: хозяйство продали и на вырученные деньги создали мину-элеватор для сушки и хранения зерновых в учхозе Приозерном под Херсоном. На оборудование средств не хватало, поэтому в 2006 году взяли в коммерческом банке 150 тысяч долларов кредита, который должны были вернуть в прошлом году. Но вдруг — экономический кризис, заказов и доходов стало меньше, возвращать кредит и проценты было нечем. На мини-элеватор наложили арест, но ведь во время составления кредитного договора его стоимость оценивалась в гривнях, а заем был валютным. В результате доллар подорожал, а стоимость залога не изменилась, поэтому если наш элеватор пойдет «с молотка», денег от его продажи на полный расчет с банком все равно не хватит. Так мы остались без ничего, да еще в вечных должниках, — рассказывает довольно типичную для Херсонщины крестьянскую историю безработный Валентин Панченко. — Теперь если даже с голоду буду умирать, за кредитом в банк не пойду никогда.
Ведущий экономист областного управления Национального банка Украины Светлана Некрасова приводит несколько довольно красноречивых цифр:
в течение двух месяцев нынешнего года аграрии получили всего 41,8 миллиона гривен кредитов под 16—22 процента годовых.
Для традиционно сельскохозяйственного края это весьма скромно, но вопрос в том, что на потенциальных наймодателях тяжелым камнем «висит» более 421 миллиона гривен, одолженных у финансовых учреждений еще в позапрошлом и прошлом годах, но до сих пор не возвращенных. Поэтому сейчас банкиры, наученные горьким опытом, порой просто остерегаются иметь дело с земледельцами. В условиях, когда цены и правила игры на отечественном и мировом аграрном рынке постоянно и непредсказуемо меняются, а засухи на юге Украины учащаются, все сложнее вырастить урожай и продать его так, чтобы хватило и заем вернуть, и себе малость оставить. А занимать деньги «без отдачи» — благодарное дело только для филантропов, которых у нас днем с огнем не найти.
Сергей ЯНОВСКИЙ, "Голос Украины".