Из-за кадровой чехарды на Херсонской таможне несут убытки и казна, и бизнес поскольку едва ли не все крупнейшие предприятия Херсонщины являются бюджетообразующими, важным источником дохода остаются поступления от уплаты таможенных пошлин и различных сборов. Однако и этот источник скудеет прямо на глазах: в феврале нынешнего года отчисления от «растаможки» в области даже не упали, а просто обвалились почти на семьдесят процентов, что для казны чревато недобором около сорока миллионов гривен!
Безусловно, в немалой степени этому способствовали подходы к мелководным речным и морским портам Скадовска, Геническа, Херсона, которые в лютые февральские морозы покрылись льдом. Он продержится как минимум до конца марта. Чтобы провести корабли из устья Днепра в Херсон, требуется составлять караваны, организовывать их сопровождение буксирами ледокольного типа, а это занимает по три-четыре дня. Не желая терять время на стоянку в Днепро-Бугском лимане, суда поворачивают в «теплые» порты соседней Одесской области. А вместе с ними туда уходят и пошлины. Но уменьшение потока грузов с масштабами недобора доходов от субъектов внешнеэкономической деятельности все равно абсолютно несопоставимо.
К примеру, в том же феврале крупнейший в регионе Херсонский морской торговый порт обработал порядка 180 тысяч тонн грузов при нормальных для него объемах в 250—260 тысяч тонн. Следовательно, объемы «перевалки» уменьшились примерно на четверть, но уж никак не на семьдесят процентов. Так в чем же дело? Импортеры называют совершенно другую причину бюджетного недобора — субъективный фактор. А именно: после того, как хорошо показавший себя начальник Херсонской таможни Виталий Булюк ушел работать в центральный аппарат Гостаможслужбы Украины, а на его место был назначен киевский «аппаратчик» Армен Айрапетян, скорость «растаможки» странным образом упала. В особенности на контейнерных перевозках. Дошло до того, что получатели этих грузов вынуждены были по две-три недели ждать, пока таможня даст «добро» на пропуск их товаров. Отечественные, итальянские и турецкие фирмы засыпали правительство жалобами, и Киеву пришлось реагировать — Армена Айрапетяна перевели работать заместителем начальника Севастопольской таможни, а на его место опять-таки временно исполняющим обязанности поставили первого заместителя начальника Запорожской таможни Алексея Бочко. Таким образом, менее чем за два месяца на Херсонщине сменились три главных таможенника!
Но самое неприятное, что никто не может сказать, какие подспудные процессы происходят на таможне и к чему готовиться экспортерам и импортерам. Рядовые ее сотрудники ровным счетом ничего не подтверждают и не опровергают. Они боятся что-либо комментировать из опасения сказать что-то «не так» и вызвать гнев начальства. Армен Айрапетян за время своей работы и. о. начальника Херсонской таможни к общению с журналистами склонен не был, а его преемник интервью не дает, поскольку не вошел в курс дела — по крайней мере именно в этом духе трактует ситуацию пресс-секретарь Херсонской таможни Татьяна Смоленская. Ясно одно: если бизнесу здесь продолжат ставить палки в колеса, то субъекты внешнеэкономической деятельности терпеть убытки не станут, а начнут направлять свои товары в другие области и конкурирующие порты. Тогда еще более чувствительные убытки понесут местные портовики, и административный «перебор» приведет к солидному бюджетному недобору, который в кризис Херсонщина явно не может себе позволить.
Сергей, Яновский, "Голос Украины"