После очередного отказа России покупать наши сыры и выбрасывание на отечественный рынок огромного количества этой продукции, по всей Украине стремительно упали закупочные цены на молоко. Но вот парадокс: от «торговой войны» между двумя государствами ощутимее всего пострадали поставщики сырья именно в тех регионах, которые никогда не ориентировались на работу с импортерами. Так, на Херсонщине всего за месяц закупочная стоимость свежего молока снизилась с 2,9—3 гривен за литр в январе до 2,2—2,3 гривни в феврале. Но в марте цены продолжают падать настолько, что это уже может вызвать крестьянский бунт.
Совсем прижали
— У нас — семейное разделение труда. Две мои дочери и внучка держат по две коровы, а я выращиваю и поставляю для них корма. У нас в районе ни одного завода по переработке молока нет, поэтому продаем его предпринимателям из соседнего Каховского района, или же даже из Никополя и Апостолово. В последнее время они так прижимают с ценой, что за литр свежего молока более 1,8 гривни выручить не удается, а это уже в убыток. А для тех односельчан, кто держит одну корову, и сам выращивает или покупает для нее корм, молоко окончательно стало невыгодным, — размышляет Илья Калинчук, член фермерского хозяйства «Золотой колос» в селе Качкаровке Бориславского района Херсонщины. — Мы и сами планируем насобирать немного денег, и уже за следующий год-два поставим новую модульную ферму на полсотню буренок, но обязательно с оборудованием для машинного доения и хранения молока охлажденным. Чем дальше, тем понятнее нам становится, что переработчики просто не хотят иметь дело с индивидуальными крестьянскими хозяйствами на одну-две буренки и нацеженными ведрами молока, которое доят вручную, а хранят в сарае. Конечно же, где нет заинтересованности в сотрудничестве, там начинается давление.
А вот за партию качественного охлажденного молока в полторы-две тонны, можно и три, и три с половиной гривни за литр выручить, несмотря на все рыночные прихоти.
На эту перспективу и ориентируемся: чтобы зарабатывать хорошие деньги и меньше зависеть от рыночной конъюнктуры, надо сначала их вложить, и так же хорошо поработать.
Или договоримся, или коровы под нож пойдут
К сожалению, многие обнищавшие крестьяне Херсонщины нынче просто не в состоянии ни накопить средств на свою мини-ферму с современными технологиями доения, ни ждать, когда же снова поднимется закупочная цена на молоко. И их настроения местная власть вынуждена учитывать, тем более накануне парламентских выборов. На переработчиков так или иначе будут давить, поскольку они тоже не от того, чтобы перебросить груз своих проблем на плечи поставщика сырья, и продолжать снимать свою «пенку» с проблемного бизнеса.
— Мониторинг рынка показывает, что закупочные цены на свежее молоко в регионе упали в среднем на 14 процентов, а продукция подешевела на 9—10. К тому же многие предприятия розничной торговли, весьма — больших торговых сетей, вообще не снизили стоимость масла, сметаны, пастеризованного молока — наверное, не хотят уступать прибылей. Поэтому будем собирать коммерсантов и поставщиков, и совместно обсуждать, как достигнуть разумного компромисса. Параллельно попросим контролирующие службы и Антимонопольный комитет организовать проверки, как администрация магазинов вспоминает о предельных границах рентабельности продовольственной продукции, — прозрачно намекает заместитель начальника Главного управления по вопросам агропромышленного развития Херсонской облгосадминистрации Надежда Ланкина.
Как показывает опыт прошлых лет, падение цен на молоко и мясо крупного рогатого скота, или же резкий скачок цен на корма для Херсонщины означает одно — массовое вырезывание поголовья. Но дальше пускать рогатых кормилиц под нож мясника уже некуда. Начиная с 1990 года оно и так уменьшилось с 272 до 78 тысяч голов, причем большинство из них содержатся именно в индивидуальных крестьянских хозяйствах. Если власть, поставщики сырья и его переработчики в ближайшее время между собой не договорятся, единоличники просто «снимут» своих коровок на мясокомбинаты, горожанам уже точно придется перейти даже не на молочные суррогаты, а на сметану и сыр полностью из пальмового масла, эмульгаторов и ароматизаторов!
Сергей ЯНОВСКИЙ, "Голос Украины"