В кризис банкротства заводов и коммерческих фирм на Херсонщине стали обыденным явлением. Только за нынешний год в нашей области суды официально признали разорившимися 140 предприятий. Причем, 27 из них мало того, что налоги не уплатили, так еще и с собственными работниками не рассчитались. Теперь деньги для погашения долгов по зарплате приходится изыскивать ликвидаторам, назначенным судами. И свою задачу, надо признать, они выполняют неплохо. За тот же 2013 год задолженность по зарплате перед трудовыми коллективами предприятий-банкротов в регионе сократилась более чем на 10 миллионов — с 14,5 почти до 4 миллионов гривен.
— Суммы такой задолженности у каждого банкрота разные: у кого-то миллионы, а у кого-то всего 5—7 тысяч гривен. Но возвращать их нужно в любом случае. Поэтому ликвидаторы усиленно ищут как само имущество банкротов, так и возможности максимально выгодно его реализовать, — комментирует начальник Главного управления юстиции Херсонщины Вячеслав Еременко. — И в том, что задолженность ощутимо сократилась, есть заслуга и налоговых инспекций, и банков-кредиторов, которые также помогают в поисках покупателей этого имущества. Они кровно в этом заинтересованы, ведь существование «безнадежных» долгов никому не нужно.
Правда, ликвидаторы обанкротившихся хозяйственных структур признают, что далеко не все долги в ближайшее время удастся погасить. Ведь есть разоренные предприятия, от которых сохранились только вывеска да государственная регистрация. Либо имущество есть, но без остатка заложено в обеспечение под банковские кредиты, как у небезызвестной херсонской фабрики «Красень». С упомянутого АО его же работникам причитается 1,3 миллиона гривен. Эти деньги можно было бы получить благодаря продаже станков, здания и земельного участка в центре города. Однако пока объект находится в залоге, продать даже какую-то мелочевку абсолютно невозможно.
Сходная ситуация и на хлопчатобумажном комбинате: там прокуратура области отыскивает недвижимость, проданную или сданную по дешевке в аренду с нарушением закона, и через суд добивается их возвращения ХБК. После завершения тяжбы их можно будет вновь продать с открытых торгов по экономически обоснованной цене, а вырученные деньги пустить на выплату зарплат, которых отчаявшиеся текстильщики дожидаются по несколько лет.
Хотя переход управления предприятием от его владельцев к назначенному судом управляющему даже при самом худшем раскладе имеет свои положительные стороны. При назначении ликвидатора работникам, по крайней мере, без споров выдают справки о наличии задолженности и размерах заработной платы (последняя нужна при оформлении пенсии). Тогда как хозяева и директора «уходящих на дно» КП, ЧП и АО нередко оттягивали их выдачу, всячески стараясь скрыть бедственное положение своих фирм.
Сергей ЯНОВСКИЙ, Новый день