Популярную народную игру в перетягивание каната власти Крыма трансформировали в перетягивание канала. И это вовсе не игра слов: депутаты Верховного Совета автономии вполне серьезно добиваются передачи в ведение республиканского комитета водных ресурсов Северо-Крымского канала. Они уже обратились по этому поводу к Президенту Украины. Логика парламентариев с полуострова проста: раз предназначение канала состоит в том, чтобы обеспечивать Крым водой, потребители и должны им распоряжаться.
Показательно, что дискуссия о ведомственной принадлежности канала разгорелась сразу после того, как энергетики обесточили его насосную станцию, и наполнение крымских водохранилищ днепровской водой прекратилось на сутки. Однако задолженность перед поставщиками киловаттов образовалась именно по вине ряда районных управлений водных ресурсов автономии, которые не удосужились за все лето перечислить администрации СКК ни гроша за подкачку воды. Тут подключилось и Госказначейство со своим, уже привычным трюком — блокированием платежей. Из-за этого администрация канала задержала расчеты с энергетиками, и те устроили на насосной станции «темную» (газета «Новый день» об этом писала). В такой ситуации канал можно передать хоть Москве: если складывавшаяся десятилетиями цепочка взаиморасчетов разорвана, на нормальную работу можно не надеяться.
— Передача Северо-Крымского канала в ведение автономии отнюдь не улучшит его работу. Ведь на протяжении 107 километров из своих 400 он проходит по территории Херсонской области, здесь находится его главная насосная станция, на нее замкнуты и управленческие структуры. Поломав систему управления и технического обслуживания, мы получим хаос вместо порядка. Да и платежная дисциплина от этого не улучшится, — комментирует начальник управления СКК Николай Рыженко. — Складывается впечатление, что разговоры о необходимости передачи канала автономии представляют собой эдакую дымовую завесу, прикрывающую увиливание от расчетов за поставку в Крым питьевой воды. Ведь задолженность за эту услугу до сих пор так и не погашена, а сумма долга за последние месяцы только выросла и уже перевалила за миллион гривен.
— Идея с переходом канала в единоличное ведение властей Крыма — это откровенный абсурд. С тем же успехом, например, депутаты тамошнего Верховного Совета могли бы настаивать на передаче в коммунальную собственность железнодорожной сети, проходящей по территории автономии. Северо-Крымский канал — образование экстерриториальное, и в этом качестве областное либо республиканское управления водных ресурсов не могут координировать его работу. Это право имеет только Государственное агентство водных ресурсов Украины, поскольку канал является государственной, а не коммунальной собственностью. Кроме того, если крымчанам канал важен в первую очередь как источник питьевого водоснабжения, то на Херсонщине сотни сельхозпредприятий и фермерских хозяйств берут из него воду для орошения — для них он тоже имеет стратегическое значение. Так что затевать его дележ, на мой взгляд, глупо, — поддерживает коллегу начальник Херсонского областного управления водных ресурсов Егор Коваленко.
Чиновники Херсонщины подключаться к затеянной крымчанами дискуссии (скорее напоминающей кулуарную возню) пока не спешат, предпочитая занимать позицию безучастных наблюдателей. И напрасно: перевод управления СКК в Крым, без его передачи в коммунальную собственность автономии, был бы чувствительным ударом также по местному бюджету. Ведь именно в местную казну его администрация только в нынешнем году перечислила 4,5 миллиона гривен подоходного налога и 1,6 млн. грн. налога на добавленную стоимость. Перемещение управленческой структуры на полуостров означает, что туда и налоги уплывут. А поскольку Херсонщина не настолько богата, чтобы делать соседям такие дорогие «подарки», руководству области не помешало бы задействовать админресурс, дабы разговоры о передаче канала так и остались напрасным сотрясением воздуха. Туманной, к сожалению, остается и позиция по этому вопросу Госводагентства Украины. Начальник его отдела связей с общественностью Вита Ковтуненко в беседе с автором этих строк напрочь отказалась от каких-либо комментариев, потребовав письменный запрос.
Сергей ЯНОВСКИЙ, "Новый день"