Едва ли найдется на Херсонщине село, где скота на частных подворьях держат больше, чем в Музыковке Белозерского района. Там что ни двор, то и корова. Но если с поголовьем буренок все в порядке, то с местом для их выпаса далеко не все гладко. Общественный выпас здесь, конечно, есть: под него отвели 103 гектара земли. Только вот иные владельцы скота придерживаются мнения, что общественное — то ли «ничье», то ли и вовсе дармовое. А раз дармовое, то и платить за него не надо. И получается, что у людей в одном и том же селе условия неравные. Те, кто под пастбище взял в аренду 45 гектаров земли по договорам с Главным управлением Госгеокадастра, исправно выкладывают за пользование участком в общей сложности 14 тысяч гривен в месяц. Зато многие из тех, кто выводит коров на общественное пастбище, не может отыскать на это по 100 гривен с каждой скотинки в год. Придумывают какие угодно благовидные предлоги, лишь бы денег из кармана не вынимать и с ними не расставаться — своя рубашка, мол, к телу ближе.
— На общественное пастбище сельчане выводят около 400 коров. В год они должны были бы заплатить 40 тысяч гривен, да только вместо этого за прошлый год собрали только 7700 грн — три четверти владельцев скота пасли его на дармовщину. Из-за этого сами же и проиграли: ведь собранные деньги накапливаются на специальном счету и могут быть потрачены на улучшение качества самого пастбища: выкос бурьянов, которых даже коровы не едят, рыхление земли, чтобы в ней лучше держалась влага, и многое другое, вплоть до подтягивания трубопровода на орошение. Не по-хозяйски выходит, — огорчен главный специалист Музыковской объединенной территориальной громады Виктор Гордовенко.
Теоретически, плату за пользование общественным пастбищем можно было бы взыскать с неплательщиков через судебный иск. Однако шансов выиграть его маловато: ведь договоров с хозяевами буренок местное самоуправление не заключает. А стало быть, и требовать каких-то санкций за невыполнение его условий не может. Такие же казусы возникают, впрочем, не только в Музыковке. Вот и складывается ситуация, что в одних селах крестьяне жалуются на нехватку пастбищ и под этим предлогом вырезают скот. А в других пастбища остаются неухоженными и их продуктивность откровенно убогая. Как не крути, а результат один: коровы в нашей глубинке становятся эдаким исчезающим видом. И сказано это вовсе не для красного словца: по данным Главного управления статистики Херсонщины, всего за 22 минувших года количество крупного рогатого скота в нашей области сократилось более чем в 6 раз — с 686,9 до 102,1 тысячи голов. И продолжает уменьшаться.
Если так пойдет и дальше, то лет через десять свежее молоко в Херсоне будет стоить, как сейчас французское щампанское. Либо исчезнет напрочь, а останутся какие-нибудь заменители, вроде соевого молока. Вот детишки-то «обрадуются»!
Сергей ЯНОВСКИЙ, Новый день