Закон сделал невозможным проведение любых биотехнических мероприятий на территории заповедников: выкашивание травостоя, в частности, для создания противопожарных полос, поставки воды животным, которые обитают на целине, и тому подобное. А еще за этим документом из заповедных территорий должны убрать все ограждения, так сказать, ради приближения к максимально природным условиям. В биосферном заповеднике «Аскания-Нова» 38 км заборов. Что будет с краснокнижными животными, если исчезнут ограждения, его директор Виктор Гавриленко и представить боится. В заповеднике самая большая в Украине коллекция лошадей Пржевальского, в степи живут бизоны, олени — копытные просто разбегутся...
— Провокация очень глубокая, она спланирована. Прежде всего Владимиром Борейко, который стал внештатным советником народного депутата Бирива, и поэтому одновременно было три законопроекта, где брошено одно и то же с одинаковыми последствиями. Расчет такой: один из законопроектов пройдет. Этот был зарегистрирован еще в апреле 2015-го. Как говорят, усыпили бдительность, а когда мы занимались научными отчетами в ноябре-декабре, некогда было смотреть. Они прошли по первому чтению и бросили его на второе. Почему юридическое управление Верховной Рады, делая вывод на второе чтение, не написало, что принятие этого закона вызовет правовую коллизию, поскольку законопроект не согласован с другими законодательными актами? Я им написал: вы сделали, уважаемые, очень большую ошибку. Ее надо исправить и немедленно, — отметил директор «Аскании-Новой», кандидат биологических наук, член Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Виктор Гавриленко.
Руководитель заповедника настаивает: чтобы не случилось непоправимого, нардепы должны внести поправки в закон. Ряд предложений он уже отправил в Комитет Верховной Рады, который занимается вопросами экологии и природных ресурсов. В частности, ученый предлагает расширить понятие регулируемой зоны заповедного режима, а также исключить из скандальной ст. 16 часть о запрете биотехнических мероприятий и отдельно о запрете механизированного выкашивания травы. Ответа из парламента пока нет. Тем временем в заповеднике не знают, как исполнять закон, который вступит в действие уже летом, ибо в нем явные противоречия.
— Открываем ст. 19 «О природно-заповедном фонде Украины». Там написано, что если Украина является стороной международных соглашений, то действует международное законодательство. Большой Чапельский Под зарегистрированный официально как водно-болотные угодья международного значения, охраняемого Рамсарской конвенцией, и у нас есть такой сертификат. Поэтому этот закон невозможно выполнить. Принятие закона еще раз показало негативное отношение к науке как таковой вообще в стране. И это нас очень беспокоит. Потому что нас футболят на международном уровне и дальше будут футболить, потому что мы плюем на науку, — заключает Виктор Гавриленко.