7 февраля Верховная Рада Украины приняла во втором чтении законопроекты №2023 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно выполнения Конвенции 1979 года об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе)» и №2604 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно имплементации европейских экологических норм об охране среды редких видов животных и растений)».
Не смотря на хорошие «европейские» названия эти законопроекты де-факто вводят в Украине советскую систему т. з. «абсолютной заповедности».
Основной принцип этой системы – максимальное ограничение человеческого вмешательства в природу и охрана территорий, а не конкретных видов. К сожалению, в сложившихся под антропогенным воздействием экосистемах это приводит к потере биоразнообразия. О угрозы внедрения «абсолютной заповедности» в условиях Украины неоднократно предупреждали ведущие ученые, например доктора биологических наук, заведующий отделом геоботаники и экологии Института ботаники им. М. Г. Холодного НАН Украины Яков Дидух и директор Институт зоологии им. И. И. Шмальгаузена НАН Украины.
Современные мировые подходы к охране природы, наоборот, базируются на природоохранном менеджменте и регуляционных мероприятиях.
Например, подписав Соглашение об Ассоциации с ЕС, Украина обязалась выполнить требования Директивы Совета ЕЭС 92/43 от 21 мая 1992 года «О сохранении природных оселищ и видов природной фауны и флоры», в том числе в части поддержания биоразнообразия через сохранение природных поселений и видов природной фауны и флоры (ст. 2 Директивы). При этом под «сохранением» согласно п. (e) и (i) ст. 1 этой Директивы подразумевается «организация ряда мероприятий, которые необходимы для поддержания или восстановления природных оселищ и популяций видов природной фауны и флоры в благоприятном состоянии».
Так же статья 2 конвенции «Об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе», к которой апеллируют авторы законопроекта говорит: «Договаривающиеся Стороны принимают необходимые меры для поддержания популяций дикой флоры и фауны на таком уровне или для приведения их до такого уровня, который отвечает, в частности, экологическим, научным и культурным требованиям, и учитывают при этом экономические и рекреационные требования, а также потребности подвидов, разновидностей или форм, находящихся под угрозой на местном уровне».
К сожалению, принятые законопроекты прямо запрещают отдельные мероприятия по поддержке и восстановлению поселений и популяций флоры и фауны.
В частности, законопроектом 2023 запрещается в заповедниках, заповедных зонах национальных парков механизированное сенокошение и биотехнические мероприятия. Несмотря на большие площади этих территорий, прокосить вручную их нереально. Это приведет к деградации степных и луговых экосистем, о чем в частности неоднократно указывали ученые.
В том числе под угрозой оказывается одна из «визитных карточек» Украины – биосферный заповедник «Аскания-Нова».
Запрет биотехнических мероприятий в свою очередь приведет к невозможности поддержания на должном уровне популяций отдельных видов фауны, как, например, колониальных поселения водоплавающих и прибрежных птиц на островах Тендровского и Ягорлыцкого заливов в Черноморском биосферном заповеднике.
Если посмотреть на пример наших западных соседей поляков, то у них в законе нет аналогичных ограничений и допустимость того или иного регуляционного мероприятия (к которому относится сенокошение) определяется на уровне каждого отдельного заповедного объекта.
Например, в Пенинском национальном природном парке разрешается сенокошение во всех зонах, в том числе и в зоне «строгой охраны», которая является аналогом нашей заповедной зоны.
В свою очередь законопроектом 2604 разрешается проведение в заповедниках и заповедных зонах «выборочного диагностического отстрела диких животных для ветеринарной-санитарной экспертизы». Целесообразность этих мер сомнительна, ибо диагностические отстрелы проводятся для оценки эпизоотической ситуации и изучение состояния заболеваний охотничьих животных. Все заповедники ведут научные исследования, наблюдают за заболеваниями животных, у некоторых видов заболевания можно определить без отстрела по последствиям жизнедеятельности животного. Кроме того, большинство заповедных зон имеют небольшие площади. Поэтому индивидуальные участки охотничьих животных выходят за их пределы и в случае крайней необходимости животных, обитающих на заповедных территориях, отстрелять можно и за их пределами.
Диагностический отстрел может производиться и в охотничье межсезонье, решение о его проведении принимаются местными администрациями и их проведения практически никогда не контролируется экоинспекцией. Практика свидетельствует, что благодаря всему этому очень часто под видом таких отстрелов проводятся «царские охоты» власть имущих. И есть риск распространения данной практики и на заповедники.
Поэтому, вышеуказанные законопроекты не имеют ничего общего с европейскими принципами охраны природы и более того, в случае их внедрения они приведут к невозможности в полной мере реализовать обязательства Украины по Соглашению об Ассоциации с ЕС» и Конвенции 1979 года об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе.
ЭПЛ обратилась к Президенту Украины Петра Порошенко с предложением наложить вето на эти два законопроекта.