Ликвидировать проблему не помогали ни строгий запрет со штрафом свозить туда мусор, ни ограждения строительными материалами самой ямы. Свалка только разрасталось. Поэтому местная власть приняла решение – засыпать его, но как только в этом месте появились грузовики, которые начали засыпать яму шлаком и ровнять землю, активисты забили тревогу. 17 февраля Александр Шумей даже опубликовал гневный пост в Фейсбуке, а также сообщил об обращении в Минэкологии №655, в котором речь шла о нарушении природоохранного законодательства.
Суть обеих публикаций – отходы, которыми засыпали яму, содержащие опасные для окружающей среды и человека металлы. За разъяснениями мы обратились к председателю Музыковской объединенной территориальной общины Александра Лейбзона.
«Механический завод», с которым мы подписали соглашение, имеет все документы, к какой категории относятся эти отходы. У нас была необходимость – уничтожить стихийную свалку. Завод засыпал яму и гарантировал, что это абсолютно безопасно. Когда начался процесс, активисты подняли вопрос о том, что этот ядовитый шлак. Выезжала экологическая инспекция на место и сделала выводы. Кстати, община довольна, что стихийные свалки засыпано, потому что это была настоящая беда», – прокомментировал Александр Лейбзон.
Могут ли остатки от переработки алюминия нести угрозу экологии? Коммерческий директор «Механического завода» Василий Аблов сообщил, что отходы алюминия-24, по постановлению правительства, отнесены к категории «зеленых».
«Их можно транспортировать и утилизировать на территории Украины. Это разрешено и в других странах. Вообще, этот шлак мы продаем, его используют в черной металлургии для напыления. В начале 2000-х мы продавали его за границу. В рамках социального партнерства с Музиковским сельским советом мы засыпали эти отходы в яму с мусором. При этом присутствовал землеустроитель и инженер по экологической безопасности», – рассказал Василий Аблов.
По факту, большой мусорник уничтожен, засыпан сверху землей, но остался политический популизм. А местные жители довольны и, даже, умудрились пособирать кусочки металла, которые остались на поверхности.