Сегодня в Украине стоит вопрос уже не сохранения, а спасения леса. Тем не менее, наверху в высоких кабинетах заняты по всей вероятности более важными вопросами, чем спасение природного богатства страны.
Одна фотография сделанная с космоса и выложенная в соцсетях приводит в шок. На одной из карпатских гор, видна четкая линия, которая разделяет зеленные массивы и пустырь. Там, где густая зелень эта Венгрия, а там, где лысая вершина – Украина. Причем процесс уничтожения был во все времена независимости, но стремительную скорость он набрал сейчас. Древесина с Западной Украины вывозится также в Херсон, где от причальной стенки судозавода, уходят лесовозы за границу.
Аналогичная картина наблюдается и в херсонских лесах. В минувшую пятницу группа херсонских и киевских журналистов выехала в лесные массивы возле Новой Збурьевки.
Представителей масс медиа сопровождал Валерий Гурковский, председатель общественной рады при Херсонском областном совете.
«Наша задача сегодня сохранить лес. Ведь несколько десятилетий назад здесь были Нижнеднепровские пески и нашим отцам пришлось положить немало труда, что пустыня отступила. Сегодня государственные органы бросили на произвол судьбы лесное хозяйство, в этом году лесхозам не выделено ни одной копейки. Даже на зарплату ничего не дали. Денег нет, зарабатывайте сами!», — рассказывает Валерий Гурковский.
Через полчаса на лесной дороге встречаем несколько машин. Активисты спасения леса рассказывают про намеченные действия.
В операции задействована общественная организация ветеранов АТО «Справедливость». Около 25 человек разбившись на пятерки уходят в лес. Браконьеров будут определят по звуку бензопилы. Атошники начинают работать в лесу возле Новой Збурьевки. Именно этот лесной массив подвергается поголовной вырубке.
Возле дороги никаких следов браконьеров, но внутрь леса ведет колея. Проходим несколько сот метров и перед глазами многочисленные пни, верхушки сосен и кучи веток.
«Нашу древесину использовать в промышленных целях невозможно, но ее активно используют в качестве дров местные жители. Особенно после того как подорожал газ и электричество. Лесничество официально предлагает по одной цене, но браконьеры берут на порядок меньше. Для некоторой части местного населения это уже профессия. Причем вырезают целыми гектарами, но ветки и вершину не берут. Бросают на месте. Для перевозки древесины используются специальные прицепы без передней и задней стенки. (Когда ехали по селу несколько таких прицепов стояли возле дворов (прим. автора). На сегодня уже уничтожено 30% херсонских лесов», — рассказывает один из наших спутников.
Другой дополняет его: «На должность руководителя сюда приходят, можно сказать в дырявых штанах. Но проходит год, полтора и у него новый двухэтажный дом с джипом в гараже, который не купить на зарплату. И отдых уже не Большевике или Скадовске, а далеко за границей!».
Не успеваем выйти на дорогу, как слева из леса слышен визг бензопилы. Через несколько сот метров на песке отчетливо виден след колес ведущий в лес. Следуем по нему и вскоре между деревьями видны фигуры двух людей. Увидев нас, один дровосек с бензопилой бегом ретируется в чащу, другой садится на трактор с прицепом и двигается с места. Но уехать далеко не удается. Сзади видны свежеспиленные стволы молодых сосен.
В разговоре выясняется, что это лесник. По его словам второго он не знает и приехал сюда, чтобы убрать следы браконьерского беспредела. Но почему ничего не убрал, ответить затрудняется. В это время между деревьями видно фигуру его подельника, который уже налегке быстрым шагом удаляется от места событий.
Валерий Гурковский и съёмочная группа киевлян отправляется искать орудие преступления. Через несколько минут бензопилу находят под кучей веток неподалеку. Лесник категорически отказывается от инструмента, но спустя некоторое время и поговорив по телефону с кем то из своего начальства, заявляет, что это его имущество.
По телефону приходит сообщение, что ветераны АТО поймали на горячем группу браконьеров. Гурковский связывается с главным полицейским области полковником Мериковым и просит выслать оперативно – следственную группу. На вопрос почему звонит не в район, поясняет, что у местного правоохранителя тут свой интерес. Немногим позже его слова подтверждаются, когда мы стоим на дороге. Начальник районной полиции, увидев съемочную группу, тут же развернул машину и исчез за поворотом.
Наконец появляются милиционеры и начинают свою работу.
Было также сделано несколько звонков руководителям различных рангов, вплоть до губернатора. Но последний несмотря на постоянные заявления о необходимости сохранить природу Херсонщины, так и не появился и никого не прислал. Зато сразу по звонку появился и.о. главы областного совета Василий Зеленчук и депутат Николай Ставицкий. Вместе с ним едем к месту очередного задержания браконьеров.
Добираемся на видавшем виды «уазике – таблетке». Ветеран отечественного автопрома несмотря на ржавый кузов и почтенный возраст, настойчиво продирается сквозь заросли. Водитель Володя умудряется протиснуть машину между деревьями и ехать по только ему видимым ориентирам. За окном захламленный обрезками деревьев лес. На месте каждого второго дерева пень.
Наконец на месте.
Возле «Нивы» с прицепом заполненном бревнами, на траве сидят трое местных жителей.
Возле них несколько человек в камуфляже с нашивками добровольческих батальонов. У некоторых на груди медали и знаки за Иловайск и Дебальцево.
Старший фамилию не называет, но представляется прозвищем «Седой» и комментирует ситуацию: «Опыт подобных действий у нас есть. Мы уже провели подобное уже в Цюрупинском лесном массиве. Здесь мы окружили лес и начали работу. Но дровосеков было так много, что задержать их всех не было возможности. На будущее мы будем использовать авиаразведку. Также приглашаем в наши ряды всех тех, кому не безразлична судьба леса».
Тут же на месте «Седой» и и.о. председателя облсовета Василий Зеленчук договариваются о встрече, на которой обсудят совместные действия.
«Сегодня те, кто прорвался во власть оторваны от действительности и не хотят понимать, что это все посажено на десятки лет. Они ведут себя как грабители с большой дороги. Хапнуть и уйти вот их жизненное кредо, а что останется после них им наплевать. И они считают, что государственное имущество — это их собственный карман и когда я говорю им правду, то они сразу считают меня своим врагом.
Раньше в облсовете никто не хотел вникать в эту проблему, но я обещаю, что этим мы будем заниматься постоянно. Вчера была встреча с директором института, с которым обсудили проблему сохранения леса, увеличение площадей посадок лесных насаждений, противопожарные мероприятия и финансирования с областного бюджета. До этого в ОГА сидели и только получали мзду, это был бизнес! Выделялись деньги, проводились фиктивно, а деньги растаскивали по карманам. Сегодня мы начинаем реальную работу и спасем херсонский лес!», — прокомментировал ситуацию Василий Зеленчук.
С ним полностью солидарен, и председатель общественной рады при Херсонском областном совете Валерий Гурковский: «Подобные рейды будут проводиться постоянно не только в лесах, но и в местах незаконной добычи песка. Сегодня необходимо остановить расхищение полезных ископаемых на Херсонщине!».