Кто на самом деле виноват в том, что леса Херсонщины превращаются в выжженную землю
В конце лета по левобережью Днепра в Херсонской области прокатился настоящий огненный вал. В результате серии колоссальных по масштабам пожаров в Цюрупинском и Голопристанском районах выжжено дотла более 2,5 тысячи гектаров сосновых насаждений, а во время борьбы с огнем пострадали восемь человек. Дошло до того, что к укрощению стихии пришлось привлекать военных, а операцию по ликвидации августовского пожара координировал лично Премьер-министр Николай Азаров. Только благодаря настоящему героизму спасателей, лесников, солдат и сотрудников милиции огонь не поглотил окружающие села. И, пережив такой ужас, их жители вместе со всей громадой Херсонщины и Украины хотят услышать вразумительный ответ на вечный вопрос: кто виноват?
Стрелочников достаточно
Прокуратура и милиция на него вроде бы уже ответили: задержаны 50-летний пастух (тот бросил в сосновую хвою окурок и сбежал) и двое трактористов, которые неосмотрительно подожгли сухую траву. Им грозит до десяти лет лишения свободы, но, хотя доказательства вины есть, люди все равно считают поджигателей обычными стрелочниками. Ведь совсем не их вина в том, что лесным пожарам в степях Таврии дают разгореться до масштабов извержения вулкана.
— Из 29 тысяч гектаров леса в нашем хозяйстве огонь уже поглотил тысячу гектаров в Гладковском и Збурьевском лесничествах. Но самое ужасное то, что подобный крупный пожар может повториться где угодно и когда угодно, а мы опять не будем к нему готовы. Судите сами: Голопристанский гослесхоз вместо десяти единиц пожарной техники, необходимой согласно нормативам, имеет всего семь автоцистерн. Причем шесть из них эксплуатируют по 28—40 лет, и поддерживать их в рабочем состоянии очень трудно. Однако главная беда в другом: при раздуваемом ветром «верховом» пожаре все эти автоцистерны абсолютно неэффективны — содержимого одной бочки хватает на 12 минут. Огонь же не будет вежливо ждать, пока водитель съездит закачать воду и вернется на «поле боя»! — объясняет директор Голопристанского гослесоохотхозяйства Херсонщины Владимир Попович. — Для ликвидации лесного пожара в его эпицентре нужен вертолет с ковшом, но своего со специально обученной командой в нашей области нет, а из других регионов ему добираться долго. Когда 29 июля у нас вспыхнули сосны, вертолет вызвали из Крыма. Час он летел, потом сделал две ходки. Наступил вечер, поэтому вертолет вернулся на аэродром, а на земле борьба продолжалась. И она чуть не стоила жизни нашему мастеру леса Сергею Гайдуку: когда внезапно изменилось направление ветра, пламя пошло прямо на него, и мужчина получил ожоги половины тела.
На собственных ошибках не учимся
Глядя на огромные столбы дыма над остатками рукотворных лесов, херсонцы все чаще вспоминают 2007 год. Пять лет назад тоже выгорело семь тысяч гектаров лесов, помощь собирали со всего государства, а тогдашний президент Виктор Ющенко, показательно засучив рукава, лопатой кидал песок на тлеющую хвою. Катастрофа была страшной, но выводы из нее никто из государственных мужей так и не сделал: о безопасности насаженных на месте пустыни лесов, которые спасают Таврию от опустошительных суховеев, заботятся исключительно для отвода глаз. И противопожарные мероприятия финансируются из бюджета крайне плохо.
— Государственное агентство лесных ресурсов Украины предоставляет лесхозам Херсонщины приоритет в финансировании. Но ведомственные возможности также ограничены — крайне необходима помощь общества, а ее как раз и нет. Я уже устал писать письма о тяжелом положении отрасли руководству облгосадминистрации и областного совета и получать написанные как под копирку ответы: «финансирование из местных бюджетов законом не предусмотрено», — возмущается начальник областного управления лесного и охотничьего хозяйства Виктор Тищенко. — Я не знаю, по каким законам живут местные чиновники, но в соседней Днепропетровщине облсовет и облгосадминистрация почему-то смогли и региональную программу развития лесоводства до 2015 года создать, и финансирование в размере около 50 миллионов гривен предвидеть. Неужели Херсонщине леса не нужны? Конечно, вложенные в безопасность деньги не дают мгновенной прибыли — это не водкой торговать. Хотя давайте подумаем: без необходимого количества противопожарного оборудования и соответствующей инфраструктуры убытки от пожаров в регионе уже превысили двадцать миллионов гривен. А, по крайней мере, половины этой суммы хватило бы для модернизации техники лесхозов, которая могла бы обуздать огонь до того, как он распространился на сотни и тысячи гектаров. Так, пожалуй, овчинка выделки стоит!
Не мое — не жалко
Говорят, что леса — наше богатство. Однако безразличие местных властей провоцирует такое же безразличное (в лучшем случае) или откровенно потребительское отношение к этому сокровищу со стороны среднестатистического обывателя. Прийти в сосновую рощу за грибами, набрать полную корзину маслят и на прощание бросить на поляне окурок или не потушить костер после пикника — типичный пример человеческого поведения. Съездить за дармовыми дровами на старом тракторе, из глушителя которого на хвою сыплются искры — как раз плюнуть. Срабатывает отсутствие экологического воспитания и заложенная в подсознание подлая мысль: «Не мое — не жалко». Ведь наказания за преступное отношение к народному добру уже давно никто не боится. Да и чего бояться, если представители государства берутся защищать это добро только в чрезвычайных ситуациях!
Вот еще несколько красноречивых цифр: только в нынешнем году на Херсонщине зарегистрированы 163 лесных пожаров, которые уничтожили или повредили 2524 гектара драгоценных для засушливой степи насаждений. Три четверти этих пожаров возникли в результате поджогов или неосторожного обращения с огнем. Но правоохранители смогли установить личности поджигателей только в случаях с двумя крупнейшими по масштабам пожарами, к которым было приковано внимание всей страны, и руководство государства недвусмысленно высказало мнение о необходимости найти и показательно наказать преступников. Нашли двоих, а вот полторы с лишним сотни других до сих пор ждут внимания Фемиды. Если бы они его наконец дождались, многие трижды подумали бы: а стоит ли брошенный под деревом окурок нескольких лет за решеткой?
В огне брода нет
Вместо необходимых согласно нормативам 86 противопожарных водоемов в лесах Херсонщины их насчитывается всего 27. Количество противопожарной техники на треть меньше нормативной, а та, что есть, — в основном устарела. Для быстрого доступа к эпицентрам возгораний нужно проложить 397 километров грунтовых дорог, которые строят по 2—3 километра в год — темпов придерживаемся по принципу «как мокрое горит». На создание ведомственного резерва горюче-смазочных материалов для ликвидации лесных пожаров в 2012 году государственный бюджет выделил всего 80 тысяч гривен.
Сергей Янровский, "Голос Украины"