Браконьеры на Херсонщине уже воруют лес не отдельными бревнами, а целыми грузовиками.
На снимке: после варварского уничтожения живых деревьев в Олешковской пустыне остались только пни и кучи хвороста.
Да еще и варварски уничтожая насаждения в Олешковских песках, которые лелеяли десятки лет ради защиты от сокрушительных суховеев. В Цюрупинском районе Херсонщины сотрудники Пролетарского лесничества пытались остановить целую стаю нелегальных порубщиков, которые срезали и вывезли аж 58 акаций сорокалетнего возраста. И... получили от браконьеров жесткий отпор.
"Эти руки ничего не крали"
Мастер леса Александр Радченко с двумя своими коллегами ночью сидел в засаде рядом с местом хищнической вырубки. Услышав характерное жужжание бензопил, мужчины бросились искать, откуда доносится шум. И пешком бродить в песчаных дюнах -- дело хлопотное. Пока добрались туда, куда надо, ловкие браконьеры успели свалить живые деревья, обрезать ветки, забить "бесплатными" дровами два грузовика и убежать на них. В Цюрупинском лесоохотничьем хозяйстве по горячим следам подсчитали, что за несколько часов лесорубы-нелегалы разжились на восемнадцать кубометров древесины. Нанеся государству убытков на 90 тысяч гривен!
По отпечаткам протекторов шин преследователи на утро добрались до деревни Пролетарка, там на одном из дворов обнаружили обе машины, до отказа забитые дровами. Отпечатки протекторов совпадали, но хозяева заняли "круговую оборону", отказавшись пропускать кого-либо без судебного постановления на обыск. Трое мужчин выставили вперед шумную женщину по имени Наталья. Она устроила перед лесхозовцами и полицейскими целый спектакль с речью на тему: "Эти руки ничего не воровали, а воруют сами лесники". Впрочем, документы о происхождении древесины семья отказалась показывать наотрез -- трудно показать то, чего нет. Поэтому полицейские отправились готовить ходатайство в суд, а возле заезда во двор с грузовиками остался дежурить лесничий Пролетарского лесничества Алексей Чабанов.
"Теперь не мы устраиваем облавы на браконьеров, а они охотятся на нас, - жалуется Алексей Леонидович. -- Возле домов мастеров леса и лесников они устраивают круглосуточное дежурство. Сидит парень с мобильным телефоном и ждет, пока хозяин дома выйдет на работу или в рейд соберется. Только он за порог, а сыщик хватается за мобилку и звонит, куда следует: "Прячьтесь!" Если повезет поймать любителя дармовых дров на горячем, то те сейчас в переговоры не вступают, а кидаются в драку или садятся в машины и прорываются прямо по людям. В лесхозе уже есть работник, которого во время такого прорыва травмировали".
Печальные итоги
Масштабы хищнического вырубка насаждений в последнее время просто пугают. И происходит такое издевательство над природой не только в отдельно взятом лесничестве, а по всей Херсонщине. Хотя в искусственных насаждениях на левобережье Днепра, негде правды деть, браконьеры откровенно распоясались. Счет потерь через них уже пошел на миллионы гривен. И не на несколько деревьев, а на сотни кубометров ценной древесины!
Факт. С начала нынешнего года на Херсонщине уже разоблачили 164 факты нелегальной вырубки здоровых лесов -- больше всего именно в Цюрупинском и Голопристанском районах края. Браконьеры срубили в общем 317,9 кубометров сосны, вяза и акации, причинив ущерб на 1 миллион 113 тысяч гривен. Данные областного управления лесного и охотничьего хозяйства.
Лесоводы Таврии сетуют: браконьеры наглеют от безнаказанности. Из дел тех 164 нелегальных лесорубов, которых задержали в этом году, приговоры вынесли только по...пяти. И приговоры как будто пишут под копирку: назначают штраф и принимают решение отдать владельцам обратно дорогие бензопилы вместе с транспортом (хотя и то, и то является орудием преступления), чтобы было чем и дальше уничтожать деревья, напоминает начальник отдела лесного хозяйства областного управления лесного и охотничьего хозяйства Херсонщины Леся Мельниченко. И к сожалению, в их рядах все чаще появляются и сообщники из числа самих лесоводов. Недавно в том же Цюрупинском районе области возле поселка Новая Маячка непосредственно в момент вырубки акациевого роще полиция встретила трех мастеров леса и водителя Великокопанського лесхоза. Их всех уволили с работы и привлекли к уголовной ответственности.
Лесоводы убеждены, что государство должно предусмотреть более суровые санкции за браконьерство и упростить механизм привлечения к ответственности за такое преступление. Срубил елку -- заплати как за сто. Зато жители населенных пунктов возле Олешковской пустыни, которые живут дарами леса, настаивают на том, что воруют древесину через бедность: нечем заплатить за зимний обогрев жилищ.
В той же Пролетарке работы у крестьян действительно нет, как нет и природного газа, а самым доступным источником энергоресурсов является именно дрова. Но тех дров возле каждого двора я увидел столько, что хватило бы лет на пять. Зачем такие запасы? А все просто: у каждого сельского хозяина есть собственная гигантская теплица, которая занимает от половины до трех четвертей участка. В ней выращивают ранние овощи, которые выгодно продают -- и тем зарабатывают на жизнь. А весной эти теплицы обогревают именно дровами, и не думайте, что все так уж единодушно покупают в лесхозе.
Выбор по совести
Сейчас каждый делает такой выбор, который ему подсказывает совесть, или ее отсутствие. В Пролетарском лесничестве мастер леса Юрий Голота добросовестно защищал насаждения для людей и будущих поколений. Потом так же отправился на восточный фронт защищать Украину и там погиб в боях возле донецкого аэропорта. Теперь его могила на сельском кладбище, под сине-желтым флагом. Еще семеро работников Цюрупинского лесхоза сейчас находятся в зоне АТЕ. А те их земляки, которые от мобилизации попрятались, словно мыши, теперь по ночам бродят в лес. И разворовывают народное добро, пользуясь тем, что его защитники сейчас защищают родное государство.
Сергей Яновский, Голос Украины
Фото автора