Почему в низовьях Днепра не прекращаются пожары, которые истребляют природу и терроризируют людей
Дачи в кольце огня
В эпицентре огневого шторма неожиданно оказались несколько сотен владельцев дачных домиков на Потемкинском острове и левобережье Днепра под Херсоном. Они мирно работали на своих участках и наводили порядок в жилищах, готовясь к летнему отдыху, как вдруг кто-то с разных сторон поджог окрестные плавни. Сильный ветер погнал пламя прямо на территорию четырех садоводческих кооперативов. Люди тушили огонь лопатами и сбивали его старой одеждой, только бы он не перекинулся на их участки — если бы загорелись «фазенды» с газовыми баллонами, взрывов с жертвами избежать наверняка не удалось бы. Бойцы МЧС, в конце концов, укротили огонь, и загородная недвижимость уцелела. Но горожане все равно сетуют: зачем надо было так долго тянуть, подвергая семьи реальной опасности? Причем не впервые!
Следует согласиться, что во многом жители областного центра правы. Из года в год в плавнях Днепра под самим Херсоном пылают камыши, и эмчеэсники вместе с работниками гослесхозов и добровольцами только успевают отбивать «наступление» огня в Цюрупинском и Голопристанском районах. После особенно масштабных возгораний улицы города покрыты сплошным пластом черного пепла, а повторяются эти возгорания с фатальной неотвратимостью.
Катастрофа — каждый год
Судите сами: по официальным данным территориального управления МЧС, только с начала нынешнего года в плавнях дельты Днепра уже возникло свыше 65 пожаров и выгорело 120 гектаров уникальной растительности, уничтожены места гнездования диких птиц, приют для редких копытных. В жару будет еще хуже. Поэтому экологи считают ежегодные «прогулки» по плавням «красного петуха» настоящей катастрофой для окружающей среды.
— Плавни Днепра — это водно-болотные угодья, которые теоретически находятся под защитой международной Рамсарской конвенции. Но практически пожары приносят им не просто определенные потери, но и весьма серьезный системный вред. Горят не только травы, тростник и кустарник — пылают деревья, которые удерживают берега от размывания волнами после прохождения по фарватеру больших сухогрузов. Основной вид деревьев в плавнях — это верба, которая совсем не огнестойка. Стоит языкам пламени ее хоть раз «облизать», как дерево гибнет. Да и другие породы более двух-трех таких «сеансов» не выдерживают. Состояние плавней ухудшается, и не в последнюю очередь как раз из-за поджигателей, — убежден известный на Херсонщине биолог и популяризатор науки Евгений Роман. — С пожарами надо бороться, но сейчас эта борьба почти не ведется.
Танки в плавнях лишние
По мнению не очень-то сведущего человека, плавневые загорания гасить должно быть просто: ведь вода рядом, земля у берега довольно влажная. На самом деле главная проблема не в том, чтобы погасить пожар, а в том, как до него добраться. Ни одна автоцистерна службы «101» по болоту не пройдет, пароход с большой осадкой тоже загрузнет. Да и старая советская техника, которая находится в распоряжении районных лесхозов, положение не исправит: чем скажите, здесь поможет специальный противопожарный танк, предназначенный для работы в горящем лесу? Как только попадет на край заболоченного места, он затонет, а камыши будут пылать. Не поможет и отработанный метод тушения с воздуха, когда вертолет специальным ковшом «подхватывает» из реки воду и сбрасывает ее. Падая с высоты на плавни, «капля» в пять тонн способна убить незамеченного человека или повалить деревья.
Нужны скоростные катера
— В распоряжении районных отделов МЧС Херсонщины вообще нет техники, которая могла бы оперативно и успешно бороться с пожарами в плавнях, ставшими нынче большой бедой для людей и природы. Нужны не автоцистерны или танки, а небольшие скоростные катера с мощными помпами. В прошлом году наше управление хотело приобрести по крайней мере один такой у киевской компании, выпускающей современные суда с алюминиевыми корпусами. Он очень скоростной, имеет мелкую осадку, берет шесть человек команды и, если потребуется, двух спасенных и оборудован водной пушкой, которая может «обстреливать» места загорания с расстояния свыше ста метров. Министерство выделило шесть миллионов гривен, мы провели тендер в одного заказчика, однако Антимонопольный комитет отменил его результаты — их обжаловал еще один украинский судозавод, который когда-то выпускал противопожарные «Ракеты» и претендовал на этот новый для него заказ, — рассказывает начальник территориального управления МЧС Херсонщины, полковник Виталий Кропивницкий. — В нынешнем году снова просим у министерства денег на тот же катер. Хотя в придачу Херсонщине следовало бы иметь еще два скоростных и «чисто» спасательных судна.
Конечно, без дорогих противопожарных катеров херсонцам можно было бы обойтись, если бы они были хоть немного сознательнее и бережливее к экологии. Ведь пожары в уязвимых для огня днепровских плавнях очень редко возникают из-за естественных причин наподобие ударов молний — камыши сами люди и поджигают. В роли поджигателей может выступать кто угодно: от браконьеров, которые заинтересованы, чтобы камыши не использовал как засаду бдительный рыбинспектор, — до любителей отдыха на природе и тех же дачников — они охотно жгут в плавнях мусор, а потом еще и жалуются, что спасения от огня ждать приходится слишком долго.
...И сознание людей
В милиции и МЧС на Херсонщине явно недостаточно сотрудников, чтобы последовательно выставлять противопожарные посты в низовьях Днепра и персонально агитировать каждого дачника или рыбака. Административные штрафы и угрозы привлечь к уголовной ответственности также бездействуют — попробуй-ка отловить поджигателей в необозримых чащах! Но спасатели считают, что перекладывать весь груз ответственности за «зеленые легкие» Приднепровья только на них, тоже не выход из ситуации.
Руководство территориального управления МЧС Херсонщины обещает собирать и систематизировать факты о тех пользователях земельных угодий — фермерах или владельцах охотничьих хозяйств, где особенно часто вспыхивают пожары и где не обращают внимания на кучи легковоспламеняющегося мусора. Далее эту информацию будут предоставлять органам местного самоуправления как аргумент для обсуждения: либо продлевать пользователю срок аренды земельного участка, либо поискать другого хозяина. Наверное, это правильно.
Сергей Яновский, "Голос Украины"