После долгого перерыва на острове Джарылгач вновь зазвучали выстрелы из охотничьих ружей.
Скадовский гослесхоз наконец-то получил разрешение провести здесь так называемый селекционный отстрел самых старых и ослабевших муфлонов, оленей и ланей в количестве 28 особей.
Однако ни проблемы регулирования численности животных на Джарылгаче, ни финансирования экологических проектов это не решит, пишет газета Новый День.
Копытных на Джарылгаче еще со времен СССР лесхоз разводит искусственно. И прежде тот самый селекционный отстрел приносил предприятию внушительные доходы. Иностранные охотники (как правило, люди небедные) платили большие деньги за право приехать сюда, самому добыть и с триумфом увезти на родину трофейные оленьи либо муфлоньи рога, которые у старых животных обычно весьма внушительные.
Так гослесхоз и зарабатывал, и одновременно выполнял все тот же селекционный отстрел. Однако с тех пор, как часть острова в Черном море отдали под национальный парк, охоту здесь запретили, и даже разрешение на селекционный отстрел получилось выбить с большим трудом. А заработать на нем не вышло вообще.
«Отстреливать ослабевших животных, которые являются потенциальными разносчиками болезней, необходимо. Ведь хищников, которые выполняли бы свою роль природных санитаров, на Джарылгаче нет. Но если бы вновь можно было приглашать охотников и выдавать лицензии на отстрел тех же «выбракованных» копытных, то наряду с селекцией можно было бы и бюджет пополнять. Как-никак, право добыть только одного благородного оленя обходится любителю трофеев в сотню тысяч гривен, — подчеркивает директор Скадовского гослесхоза Валерий Войналович. — Однако даже в кризис наше государство не хочет ни считать деньги, ни помогать их зарабатывать».
«Новый день» уже писал о том, что административное табу на регулирование численности искусственно разводимого (!) стада копытных на Джарылгаче привело к неконтролируемому увеличению этого стада чуть ли не в геометрической прогрессии. По скромным и скорее всего заниженным (таксация в нынешнем году еще не завершена) подсчетам егерей, сейчас муфлонов, оленей и ланей на острове стало более 450.
А для снижения «нагрузки» на угодья, где немало редких растений, их должно быть максимум 150. Копытных нужно либо отлавливать и переселять в другие места на материке, либо продавать в заказники и зоопарки. И чем дольше власти будут затягивать с этим, тем более удручающими будут последствия: растительность на Джарылгаче скопище травоядных просто-напросто подберет вместе с корешками. Тогда тех же оленей придется перебить на мясо или целыми баржами возить для их пропитания сено.
Сергей Яновский