Искусственное разведение ценных промысловых пород рыбы для выпуска в низовья Днепра на Херсонщине оказалось под угрозой из-за дефицита …природного удобрения.
Перед тем, как заполнить пруды водой и запустить туда малька, их дно обычно удобряют перегноем из обыкновенного навоза. Он является идеальным стимулятором для развития зоопланктона, которым питаются некоторые виды рыб или прочие водные обитатели, служащие для них кормом. Но загвоздка в том, что перегной берут только с животноводческих ферм, где скот проходит регулярное ветеринарное обследование, дабы вместе с удобрением не занести в водоем какое-нибудь опасное инфекционное заболевание. Таких ферм в нашей области уцелело в среднем по одной-две на район, и навоза там попросту не хватает, чтобы полностью удовлетворить потребности рыбоводческих предприятий в перегное. А отказаться от его применения нельзя — технология не позволяет.
— У хозяйств, производящих товарную рыбу для продажи на рынке, таких проблем нет. Им ни к чему удобрять дно прудов перегноем, если можно просто кормить карпа или толстолобика для того, чтобы он быстрее нагуливал вес. Однако те предприятия, которые выращивают молодь для выпуска в Днепр, не могут использовать прикормку — у малька в этом случае утрачивается инстинкт поиска пищи, без которого в дикой природе он не выживет, — доходчиво поясняет заведующий кафедрой гидробиоресурсов Херсонского государственного аграрного университета, профессор Исаак Шерман.
Дошло до того, что органическое удобрение стало для рыбоводческих предприятий Херсонщины «золотым» не только из-за его дефицитности, но и по цене. За тонну навозного перегноя уже отдают по 120 гривен, и подобного специфического товара на рынке еще и не хватает!
— Для нормального развития зоопланктона на каждый гектар прудов нужно вносить от пяти до восьми тонн перегноя. У нас их площадь достигает 450 гектаров. Нетрудно подсчитать, что ежегодная потребность в перегное составляет минимум 2250 тонн. А в этом году смогли купить всего сто тонн, причем поближе, в Голопристанском районе, его вообще не нашли — завозили из Скадовского района, — подытожил директор Херсонского опытно-экспериментального завода по разведению частиковых рыб Иван Донцов. — Вместо привычного органического удобрения пришлось покупать химическое, вроде аммиачной селитры. И то за нее еще до сих пор рассчитались лишь частично — с прошлой весны должны поставщикам 24 тысячи гривен.
К тому же, переход на химические удобрения рыбоводов области не только не спасает, а еще и порождает новые проблемы. Во-первых, за перегной крестьяне прежде довольствовались оплатой по факту поставки и даже соглашались на отсрочку платежа. За «химию» же торгующие ею фирмы-посредники просят аванс, а госпредприятия выплачивать его не в состоянии — средства постоянно зависают в Госказначействе. Пара месяцев задержки — и вносить удобрение будет поздно: весь сезон может пойти «коту под хвост». Во-вторых, аммиачная селитра постоянно дорожает — менее, чем за год ее закупочная стоимость выросла с 2,6—3 до 4,1—4,2 тысячи гривен за тонну. Это в десятки раз больше, чем цена того же перегноя. Увеличение затрат ставит государство, содержащие рыбоводные заводы, перед выбором: либо увеличивать их бюджетное финансирование, либо оставить затраты на прежнем уровне и уменьшить выпуск молоди растительноядных рыб в низовья Днепра. А это чревато заболачиванием плавней на Херсонщине и их окончательным превращением в гнилое болото. Последствия экологической катастрофы, думается, представляет себе каждый.
"Новый день"