На курортах Херсонщины под прикрытием «научных интересов» тоннами уничтожают нерестящуюся креветку.
Сюрприз для отдыхающих
Тысячи отдыхающих в курортных селах Большевик и Лазурное Скадовского района в полном недоумении. Стоит спуститься сумеркам, как вдоль черноморских пляжей, словно грибы после дождя, собираются целые бригады ловцов креветок, выставляющих даже в местах для купания, отмеченных буйками, сетчатые ловушки. Причем закрепляют их на кольях из заостренных деревяшек и арматурин, на которые запросто может напороться какой-нибудь неосторожный любитель ночных заплывов. Люди возмущаются и требуют от милиции убрать опасные снасти.
Информация к размышлению. «Согласно правилам безопасного поведения людей на воде, зона купания не должна превышать 50 метров от уреза воды. Посторонние предметы, в том числе какие-либо снасти, здесь размещать запрещено, и за этим должны следить матросы спасательных постов тех пансионатов и баз отдыха, за которыми закреплены определенные участки пляжа», — информирует начальник аварийно-спасательного отряда спецназначения управления ГС ЧС Херсонщины подполковник Василий Мерзенюк.
— В разгар лета даже ночью жарко и нет ветерка. У нас дешевый номер без кондиционера, спать невозможно, поэтому иногда с сыном и ночью купаемся. И вот представьте себе — только зашли в море, а тебе навстречу бежит какая-то пьяная образина с воплями: «Туда нельзя — там ловушки!». Простите, а кто разрешил эти ловушки в зоне отдыха устанавливать, и почему при покупке путевок отдыхающих не предупреждают, что курортные пляжи в сезон отпусков используются для промысла креветки? — задает «в пустоту» резонный вопрос отдыхающая в Лазурном черкасчанка Галина Афанасьева.
Люди возмущаются не зря. Ведь с июня по август лов черноморской креветки в Украине запрещен — мелкий рачок идет на нерест. А его в период размножения почему-то ловят вовсю, да еще не стесняются выставлять сеточные ятеря прямо у многолюдных пляжей, на глазах тысяч взрослых и детей. Такой вот наглядный урок «заботы» о сохранении окружающей среды по-украински.
Все по закону?
Курортники, которые болеют за экологию, неоднократно вызывали в Лазурное милицию, чтобы ее сотрудники убрали креветочные ятеря с пляжей и привлекли их владельцев к ответственности за браконьерство. Но результат всегда один и тот же: стражи порядка приезжают, изучат какие-то бумажки, поговорят с ловцами и уезжают восвояси. А ловушки остаются на прежних местах. В рыбинспекции тоже разводят руками: ловить черноморского рачка в «запрет» — у нас это, оказывается, по закону.
— В районе Лазурного лов креветки 63 ятерями и волокушами осуществляют два предпринимателя — физические лица Бабой и Марчук. Они действуют не сами по себе, а в рамках разрешения и утвержденной программы контрольного лова под наблюдением Одесского центра Южного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии. Запретить контрольный лов в юго-западной части Черного моря мы не имеем права при всем своем желании, поскольку его проведение согласовывалось еще в начале года на уровне тогдашнего руководства Государственного агентства рыбного хозяйства Украины, — отмечает главный специалист Скадовского территориального отдела управления «Херсонрыбоохраны» Руслан Чуприна. — Причем в разрешении на контрольный лов не оговаривается, где именно у побережья должны стоять ятеря и как их закрепляют на грунте. Захотели поставить их рядом с пляжем — и поставили, сочли, что для крепежа заостренная металлическая арматура лучше всего подходит, и спокойно ее используют.
Страшный сон эколога
Контрольный и научно-исследовательский лов водных биоресурсов — обычная мировая практика. Но ихтиологам и морским биологам из цивилизованных и менее коррумпированных государств мира и в страшном сне не приснится, что ради изучения эти самые ресурсы нужно губить тоннами. А в Украине подобное происходит десятилетиями напролет. По данным управления «Херсонрыбоохраны», «исследовательской» добычей той же креветки у нас в области занимаются аж два солидных научных учреждения — не только уже упоминавшийся Одесский центр ЮНИИМРХО, но и «откочевавший» после оккупации Крыма из Керчи в Бердянск Южный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства. Эти вот конторы заключают с пользователями (рыбаками) водных биоресурсов договоры на совместное ведение исследовательских работ с научными наблюдателями. Наблюдатель изучил содержимое снастей, а дальше пользователи могут с ними делать, что пожелают: хоть отпустить, хоть продать. «Узаконенная» добыча креветки в сезон ее размножения исчисляется не килограммами и даже не центнерами — тоннами!
— Для исследовательского лова в запретный период на Херсонщине применяется около 140 ятерей и волокуш — половина того, что используют промысловики в обычное время. Причем размеры уловов практически ничем не ограничены. Только с начала года под прикрытием «научных целей» у нас выловлено более 9,4 тонны креветки — почти десятая часть от всей 120-тонной годичной квоты на ее лов в пределах всего Черного моря, — констатирует и. о. начальника отдела ихтиологии и регулирования рыболовства управления «Херсонрыбоохраны» Юрий Гейна.
Анекдот в тему. Ученые Колумбийского университета (США) установили, что лабораторные мыши размножались бы куда быстрее, если бы им не мешали ученые Колумбийского университета.
«Крыша» для браконьерства
Браконьерствовать на Черном море в промысловых масштабах нынче стало не то что опасно, а экономически невыгодно. С одного ятеря за ночь лова можно взять от двух десятков килограммов рачка, который скупщики примут по 45—50 гривен за килограмм. То есть выручка от реализации улова составит тысячу гривен. Но при задержании рыбинспекторами за каждую загубленную креветку придется заплатить 1,19 грн. возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде. Учитывая, что на килограмм живого веса приходятся в среднем порядка 500 рачков, за те же 20 кг улова финансовые санкции могут составить десятикратно большую сумму — 11,9 тыс. гривен. А вот если договориться о «научном прикрытии» узаконенного браконьерства в запретный период, то убытки от санкций волшебным образом превращаются в чистую прибыль.
К тому же, время для промысловиков наступает поистине золотое: на пляжах Скадовска, Лазурного и Большевика полным-полно отдыхающих, которые эту креветку согласны покупать втридорога — по 15 гривен за 100-граммовый стаканчик. И не надо улов ни замораживать, ни везти куда-то: сварил на месте — и отправил сельскую пацанву с ведрами продавать рачка на пляж. Такая продажа тоже нелегальна, но борьба с теневой коммерцией у нас сводится к чисто символическим рейдам, которые коммерсанты просто «пересиживают» по домам или платят такие же символические штрафы в три сотни гривен. А чего? Раз уж само государство позволяет в нерест ловить многострадальную креветку тоннами, то и для ее реализации надо условия создавать!
Владимир Дорофеев, Новый День