"Амнистированные" рыболовы на Херсонщине стали первыми врагами браконьеров.
Серое марево ночного тумана над Днепром неохотно развалилось, пропуская моторную лодку с рыбинспекторами. За каких-то пять минут от Цюрупинского участка "Херсонрыбоохраны" вижу чудо - странное для горожанина - бобра, который неторопливо плывет к берегу с зеленой веткой в зубах. Заслышав шум, зверек ныряет. Зря боится - инспекторы Андрей Кривоносов и Сергей Лысенко вместе с собкором "Голоса Украины" развернули охоту исключительно на двуногих хищников - браконьерскую братию. И повод для этого даже не столько традиционный запрет ловить рыбу во время нереста, сколько "амнистия" для рыболовов-любителей. Именно на это время управление "Херсонрыбоохраны" позволило им выходить на берег с удочками в пределах любых населенных пунктов, а не на отдельных крошечных площадках, как раньше.
На фото: семеро рыбинспекторов на 21 лиман.
Общественные защитники природы отнеслись к новации по-разному, но кое-кто поспешил безапелляционно обвинить стражей водоемов в откровенном попустительстве нелегальным промышленникам, которые "добивают" остатки рыбных запасов. Так вот - именно браконьеров мы и ищем.
Были врагами - стали помощниками
Остановка первая - большое село Казачьи Лагеря, где одна половина населения выживает за счет огородов, а вторая с деда-прадеда удит рыбу в реке Конке и окружающих лиманах и протоках. Еще солнце не взошло, а по берегам и на гатках сотни мужчин и женщин с удочками и спиннингами - ждут долгожданного, "своего" карася. В сапетах (корзинах для пойманной рыбы) замечаю у кого один-два "хвоста", а у кого и пусто. И у людей разительно изменилась реакция на инспекторов: увидев их лодки, рыболовы ранее сломя голову бежали от реки, бросая снасти на произвол судьбы - лучше уж удочки лишиться, чем бешеный штраф заплатить. Теперь незачем бегать, поэтому крестьяне кто не обращает на патрульную "моторку" внимания, а кто приветливо улыбается, здоровается взмахом руки. Инспекторы так же вежливо отвечают и одновременно "сканируют" речные просторы: не появится ли где поплавок мисиновой сетки или очертания запрещенного вентеря. Присматриваюсь и сам; рыскали так вплоть до восхода солнца, и ничегошеньки не нашли.
- Согласен, открываю оперативную тайну, - отвлекается от управления лодкой бывший пограничник, а ныне главный государственный инспектор отдела охраны водных биоресурсов "Херсонрыбоохраны" Андрей Кривоносов. - Туда, где люди сидят с удочками, браконьеры уже не суются. Ведь сторонникам любительского рыболовства совсем не нравится, что "их" рыбу беззастенчиво выгребают из реки соседи или вообще какие-то чужаки, и они стали нашими секретными агентами: увидели, как кто-то ставит сетку, и поскорее звонят. Нам остается только приехать, ту сетку вынуть, и составить протокол на ее владельца. Не скажу, что браконьеры совсем уж перевелись, но они предпочитают забиваться в самые глухие уголки, где их никто не видит и не слышит. Эпоха круговой поруки закончилась, поэтому владельцы запрещенных орудий лова стали пугливыми: знают, что их может теперь "сдать" любой желающий.
Для сравнения на практике инспекторы заворачивают своей лодкой в Тягинский лиман. Он очень обмелел и зарос водорослями, поэтому любительская рыбалка здесь мало распространена: некуда и удочки забросить, а из рыбы только карпы и караси остались. Итак, только проехали несколько метров, и мотор лодки глохнет - сеть намоталась на винт. Вынимаем одну сетку длиной более ста метров, а рядом вторая - еще длиннее, в которой сражаются молодые карпы. Сетки забираем, карпов - на волю, и двигаемся дальше. А через минуту уже видим у камышовых зарослей самодельную "дюральку", на дно которой мужик бережно складывает мокрую сетку, хоть и без рыбы.
На снимке: рыбинспекторы Олег Криволап и Валентин Комар достают из воды нелегальную сетку.
- О, 340 гривен штрафа уже "достал", - с обреченной улыбкой встречает рыбинспекторов владелец снасти - житель старого казацкого села Тягинки Роман Волошин. - Сетка моя - приобрел ее на железнодорожном рынке в Херсоне. Куплю другую, и снова буду рыбачить: у меня трое детей, и никакой работы в селе нет, а удочкой им и на похлебку не поймать. Штраф заплачу с государственной помощи на детей - жена денег на это даст, потому что дети просят есть.
На снимке: поймали браконьера.
Браконьерам помогает государство...
Для нелегальных рыбаков это очень распространенное объяснение. Поэтому массовое безработицы в селах Херсонщины как предпосылку к такого же массового браконьерства я попросил прокомментировать ответственного за Цюрупинский участок рыбоохраны Сергея Копытина.
На снимке: с сеткой застали "на горячем".
- Есть крестьяне, которые действительно подаются в браконьеры из-за невозможности по-другому прокормить семьи. Но поверьте моему опыту: таких среди рыбаков наберется разве что пятая часть. Для других это или серьезный подпольный бизнес, или просто возможность обменять вылов на бутылку самогона: честно работать уже разучились, а обкрадывать природу легче, - поделился мыслями Сергей Васильевич. - Наш участок - это всего семь инспекторов, которые обслуживают 21 лиман и семь малых рек в пяти районах области, не считая участка Днепра. Они физически не способны даже объехать течение суток такую огромную территорию, поэтому успешная борьба с браконьерством возможна только при содействии добровольных помощников. Ими стали рыболовы-любители, и количество задержанных нашими рыбинспекторами браконьеров и изъятых снастей выросло на треть. Но не надо себя обманывать и надеяться на быстрое преодоление браконьерства как массового явления. Оно будет оставаться, пока государство не прекратит помогать этим браконьерам, запретив свободную продажу промышленных снастей, который при прошлой власти просто устрашающе распространился. Сначала на украинских рынках и в магазинах начали продавать сети китайского производства любой длины и диаметра глазков. За сто гривен можно и сейчас купить стометровую сетку, и удачно окупить затраты в течение недели. Теперь, помимо сеток, стали торговать даже огромными острыми крюками, которыми не столько ловят рыбу, сколько ее калечат.
На снимке: Сергей Копытин демонстрирует убийственные для рыбы крюки.
Что дальше - на прилавках появится динамит и электроудочки? И будто так и надо - протестуют против варварской практики только рыбинспекторы.
На снимке: рыбинспектор Сергей Лысенко освобождает из "плена" карпа.
Факт. В течение нынешнего нерестового периода сотрудники управления "Херсонрыбоохраны" задержали 739 браконьеров и нарушителей правил рыболовства. У них изъяли 4,3 тонны рыбы и 684 запрещенных орудий лова. Причастным к истреблению водной фауны придется уплатить 435,4 тысячи гривен компенсации за ущерб нанесенный окружающей среде.
Запрудили Днепр сетками
В завершение совместного рейда херсонские рыбинспекторы открыли передо мной двери хранилища, где держат изъятые в ходе нереста снасти и другие орудия преступлений против природы до решения суда об их уничтожении или продаже исполнительной службой. Честно признаюсь - картина поразила: огромный ангар оказался доверху забитым моторными и весельными лодками, аквалангами, подводными ружьями и другими хитроумными средствами уничтожения рыбы.
На снимке: горы снастей, изъятых у нелегальных промышленников.
Демонстрируя мне эти "сокровища", заведующая хранилищем Татьяна Берестенко скромно сообщает: под ее надзором - 32 лодки, а общая длина сетей, отданных на сохранение - более тридцати километров. Ими широкий Днепр в районе Херсона, забавляясь, можно перекрыть с одного берега к другому несколько раз!
Браконьерство в масштабах всей Украины, а не только Херсонщины, наносит обедневшему на ресурсы Днепру такой ужасный ущерб, что для его преодоления годятся и компромиссы. В том числе и предоставление ограниченных льгот для рыболовов-любителей "в обмен" на их участие в борьбе с "конкурентами", которые работают по пресловутым хищническим принципу: "Мне все, другим - ничего".
Сергей Яновский, "Голос Украины"