Такое мнение на пресс-конференции высказал заместитель главного инженера Государственного регионального проектно-изыскательного института «Днепрогипроводхоз» Виктор Демьянов.
В частности, Виктор Демьянов рассказал: «Когда на Днепре создавался каскад водохранилищ, то они, помимо задачи бесперебойной подачи воды на турбины ГЭС, были призваны решать еще и такие задачи, как бесперебойное водоснабжение населенных пунктов Украины, расположенных вдоль ее главной водной артерии — Днепра, повышение безопасности и объемов судоходства по Днепру, развитие рыбного хозяйства на этой реке. В принципе, все эти задачи каскад водохранилищ решает.
Но у этой проблемы, как и у любой другой, есть две стороны. Негативная сторона создания этого каскада водохранилищ состоит в том, что они превратили Днепр на всем его протяжении по территории Украины, кроме непосредственного впадения в районе Херсона в Черное море, практически в систему озер, разделенную плотинами ГЭС. А это приводит к застою воды, сильному заиливанию дна, особенно у берегов, и появлению в акватории реки таких участков, где вода практически «стоит» на месте, что приводит к особенно интенсивному накоплению там илистых отложений. Мы такие зоны так и называем застойными.
Плюс к этому в летнее время в водохранилищах активно размножаются сине-зеленые водоросли, то, что в народе называется «Днепр цветет». Они очень сильно забивают фильтры водозаборных станций, что приводит к увеличению стоимости очистки от них воды, подающейся в водопровод.
К тому же, в Днепр сбрасываются стоки промышленных предприятий, ливневой канализации городов, иногда с очисткой, а иногда и не очень. А еще у нас вдоль берега расположено бесчисленное количество ресторанов, кафе и прочих «забегаловок», которые сливают в Днепр свои отходы вообще без всякой очистки. Их на расстоянии 100 метров от берега Днепра вообще быть не должно, но они есть, и с этим уже ничего не сделаешь, поскольку они всякими правдами и неправдами узаконили свое существование.
Сегодня в водохранилищах суммарно накоплено около 47 миллиардов кубометров воды, что примерно равно годовому стоку Днепра в Черное море. То есть, для того, чтобы восстановить речную систему водосброса, надо сократить запас воды в водохранилищах на 17 — 18 миллиардов кубометров. Но просто так сбросить воду в море не получится. И когда приходится слышать о том, что давайте потихоньку «стравим» все водохранилища в море и заживем прекрасно, как когда-то, то могу сразу сказать, что это мнение даже не дилетанта, а человека вообще ничего не знающего в такой отрасли, как водное хозяйство. Спустить воду — не фокус, но тогда, во-первых, половина населенных пунктов, снабжающихся водой из Днепра, останутся без воды вообще, а другая половина — на голодном пайке. Во-вторых, как минимум, в два раза упадет подача электроэнергии. Перечислять, что будет, если спустить водохранилища, можно еще долго, но, думаю, и этих двух аргументов «против» вполне достаточно.
Но это не значит, что на все придется махнуть рукой, и ждать пока Днепр медленно, но уверенно превратится в стоячее болото.
Исследования только на территории Днепропетровска показали, что ранее, до создания Днепровского водохранилища в 1935 году с запуском Днепрогэса, ширина его русла составляла от 750 до 800 метров. Сегодня его ширина в самом узком месте в черте города составляет около 1400 метров. Глубина по его природному руслу немногим более 50 метров. Так вот, на природном русле, с его природной глубиной водосброс идет по чисто речному типу. А все застойные зоны образуются на затопленном мелководье.
Поэтому пути оздоровления Днепра следующие. Во-первых, надо восстановить все очистные сооружения промышленных предприятий и жилого фонда города и заставить их работать в нормальном режиме. Сюда же надо отнести и регулярную очистку ливневой канализации, выходящей прямо в Днепр. Во вторых, очистить прибрежные зоны дна реки от накопившегося там ила. В-третьих, можно без всякого вреда для реки, засыпать около 560 га мелководных прибрежных зон, где насадить деревья и кустарники, которые станут естественным укреплением берегов от размывания водой, с одной стороны. А с другой стороны, это станет прекрасными прибрежными парками и пляжами для горожан. Тем более, что сегодня в Днепропетровске не хватает зеленых насаждений. И самое главное, не допускать в созданные парковые и пляжные зоны никаких новых кафе! И еще один нюанс: сегодня наши гидротехники сбрасывают воду с водохранилищ перед началом ледохода, опасаясь половодья. Но это приводит лишь к тому, что лед на мелководье проседает, и происходит замор рыбы в водохранилищах. О чем мы регулярно слышим в конце каждой зимы уже много лет. Создание указанных выше зеленых прибрежных зон позволит пускать половодье, которое, кстати, является частью природного годового жизненного цикла реки, именно в эти зеленые зоны. В половодье в черте Днепропетровска вода поднимается до 1 метра. Укрепленным бетоном набережным оно совершенно не страшно, а в зеленых зонах, даже если их и подтопит, с конца февраля до начала апреля отдыхающих и так не бывает. Это позволит рыбе спокойно отнереститься, и ее мальку уйти в реку вместе с отступающей водой.
Конечно, все перечисленное стоит недешево, требует полномасштабной государственной программы. Но другого пути восстановления нормальной жизни Днепра нет. Да и надо все-таки помнить, что эта река принадлежит не нам, живущим здесь и сегодня, она принадлежит планете Земля, на которой еще жить нашим потомкам».
gorod.dp.ua