Такую отнюдь нерадостную перспективу для нашего приморского городка готовят сложившиеся реалии жизни.
А всё из-за особенно интенсивного в последнее время обмеления пролива Тонкий. Пока что это не экспертная оценка. Эксперты утверждают, что мы вообще останемся без рыбы, если не ввести запрет на её вылов, причём в течение эдак лет 20ти (!), не меньше.
Но задуматься, тем не менее, есть над чем. Особенно если учесть, что заиливание пролива, препятствующее естественному току воды, всё чаще в последнее время приводит к перемывам дороги на Арабатскую Стрелку.
Этот невероятно серьёзный и не менее важный для нашей местности вопрос был поднят в разделе «Разное» на минувшем заседании сессии райсовета депутатом Виктором Сердюком.
Пролив Тонкий имеет не только важную историческую ценность: по одной из версий именно он дал название нашему райцентру (от тюркского слова «джениче» – тонкий, впоследствии трансформировавшегося в «Геническ»).
По другой версии название вроде как происходит от самой Арабатской Стрелки, тоже тонкой песчаной косы. Но как бы то ни было, мы можем остаться без пролива вообще. Почему?
Не секрет, что деятельность человека, равно как и его бездеятельность, вызывают определённые ландшафтные изменения. Когда местный морпорт процветал, а тогда он вообще был портом международного значения, к нам приходило много кораблей.
Суда перемещались и по проливу, чем создавали дополнительный ток воды и препятствовали обмелению. Регулярно проводились работы по углублению фарватера – судоходного канала. Вода во время штормов не перемывала дорогу на Стрелку столь неистово, как сейчас, она большей частью уходила в Сиваш.
Ныне о прошлой кипучей деятельности порта остались одни воспоминания. Фарватер никто не чистит. А суда отнюдь не с большим водоизмещением практически не способствуют его углублению.
Природа продолжает усиленными темпами отвоёвывать прибрежный биогеоценоз у человека: Сиваш мельчает и заиливается, уровень дна в Тонком поднимается, а на так называемой закоске намывает песок. Возможно, в «песочном» эквиваленте, если его всё ж таки использовать, это и выгодно.
Но не бросающиеся сразу в глаза изменения в экосистеме Сиваша могут в итоге привести к полной потере журалки и пиленгаса. Неужто нынешние молодые люди будут рассказывать своим детям об этой рыбе, как им сейчас рассказывает предыдущее поколение о «краснюке»?
Дабы пролив Тонкий не стал на нашей памяти ещё и проливом «Мелким», а то и вообще «Исчезнувшим», его нужно углублять. Но кто это будет делать и на каких условиях?
В минувшем году часть акватории неподалёку от косы Остров Бирючий хотела взять в аренду компания «Ирида», планировавшая добывать там песок. Районные депутаты дали добро, но с одним условием: по договорённости эта компания согласилась в первую очередь углубить судоходный канал.
Но почему-то не срослось. В среде городских депутатов годом ранее поднимался вопрос о приобретении земснаряда. Но тоже почему-то не срослось.
Теперь в местном «Белом доме» поговаривают о том, что руководство одной из ведущих украинских компаний в аграрной сфере «Нибулон» желает открыть у нас терминал, откуда морем будет транспортироваться зерно с районных полей.
Вот тогда-то уже точно придётся углублять судоходный канал, причём делать это будет вынужден сам инвестор. Ведь в районе денег на это нет. Были бы деньги – уже давно сами бы всё и сделали. Как бы то ни было, а без пролива Тонкого оставаться никак не хочется.
Ведь исчезновение пиленгаса и кефали – плачевная перспектива не только для самой рыбы, но и для её любителей, не говоря уже о тех людях, чья жизнь целиком и полностью зависит от её улова.
Херсонцы