Судили ... и отпустили
Голопристанский район Херсонщины возмутил неожиданный финал судебного разбирательства в деле трех жителей села Рыбацкое, которые зверски убили беременную олениху. Ее изодрали собаки, и она доверчиво пришла к людям. Те же, вместо помощи, убили животное. Их задержали пограничники и работники частного охотничьего хозяйства «Кинбурнская коса». Милиция возбудила уголовное дело, которое дошло до суда. Однако «наказание» оказалось смешным.
- Один из трех убийц животных взял вину на себя и получил «символические» два года условно. Суд даже не обязал его компенсировать убытки. Других двух не наказали вообще. Я не понимаю, в нашем государстве власть борется с наглым браконьерством, или стимулирует его с помощью таких вот «справедливых» приговоров? - Ставит наболевший вопрос директор ООО «Кинбурнская коса» Сергей Саенко.
Херсонщина богата лесами, плавнями, морскими и пресными водоемами. Даже при человеческого «давлении» на окружающую среду ни дичь, ни рыба здесь не переводились. Теперь, при нынешнем безработицы, местные жители бросились «откусывать» свои дольки от «пирога» природных сокровищ, следуя лишь одному принципы: «Нельзя ходить возле воды и не напиться». Поэтому популяцию дичи удается поддерживать исключительно за счет ее искусственного разведения.
Плодятся быстрее, чем дичь
То, что нелегальные «промышленники» в лесах и плавнях Херсонской плодятся быстрее, чем рыба или животного, экспертов ничуть не удивляет. Ведь отношение Фемиды к ним обычно очень либеральное: районные суды ограничиваются штрафами или теми же условными сроками. В девяти случаях из десяти они даже не конфискуют ружья и моторные лодки.
Вторым благоприятным фактором для них является «дырявая» охрана лесных массивов. По нормативам, в угодьях районных организаций Украинского общества охотников и рыболовов, которые пользуются 80 процентами всех охотничьих угодий края, один егерь обслуживает территорию в десять тысяч гектаров. За день ее не то что обойти - объехать практически невозможно. В частных хозяйствах охрана поставлена получше: один егерь обслуживает от
4 до 7 тысяч гектаров. Стоит браконьерам убедиться, что «договориться» с ними невозможно, и их «набеги» становятся значительно реже. Например, через год после задержания убийц беременной лани и широкой огласки события визиты нелегалов во владение ООО «Кинбурнская коса» (оно имеет трех егерей на 14 тысяч гектаров) почти прекратились.
- На мой взгляд, цивилизованному развитию дела защиты и обогащения природных ресурсов Херсонщины способствовала бы появление хотя бы одного частного охотничьего хозяйства на каждый район. Такие структуры, возможно, и на базе фермерских хозяйств с площадью земель в 4-5 тысяч гектаров могли бы стать «пилотными» для отработки новых технологий выращивания животных и птиц, их охраны и акклиматизации. Однако беда в том, что в пяти районах края свободных земель для них вообще нет, - говорит начальник отдела охотничьего хозяйства облуправления лесного и охотничьего хозяйства Денис Гончарук.
Единственная альтернатива
Впрочем, отсутствие свободных участков не является слишком уж непреодолимой преградой: УООР выживает в основном за счет членских взносов и всегда требует дополнительных инвестиций в свои хозяйства. Районные организации общества, имеющие права юридического лица, готовы договариваться с предпринимателями, но также хотят гарантий сохранения их прав на пользование угодьями.
- Для нас главная проблема - не различия в подходах, а отсутствие доверия к потенциальным партнерам. Недавно заключили договор о сотрудничестве с частным предприятием о совместном разведение фазанов в Новотроицком районе. Так все закончилось тем, что денег в проект бизнесмены не вложили, зато начали судиться, требуя передать им в единоличное пользование земельный участок, мол арендуем. Раз обожглись - теперь десять раз подумаем, - продолжает председатель областной организации УООР Леонид Величко. - Как ни странно, но нам проще находить общий язык с иностранцами, чем с предпринимателями-соотечественниками. Сейчас ведем переговоры об организации охоты на перелетных птиц с фирмами Германии, Италии, Арабских Эмиратов. Зарубежные партнеры не только готовы придерживаться наших правил и не претендовать на арендованные угодья, но и платить за отстрел дичи десять раз дороже. Деньги, вырученные от продажи отстрелочных карточек арабам, немцам и итальянцам, пойдут на охрану и разведение дичи, закупку кормов, которые после длительной засухи очень и очень недешевы.
Единственное, в чем солидарны и частные, и общественные охотничьи организации, так это в том, что чуть ли не главным фактором сдерживания браконьерства сохранение доступности охоты для тех людей, которые живут рядом с охотничьими угодьями. В ячейках УООР для этого просто сдерживают подорожание отстрелочных карточек на наиболее распространенные виды дичи - например, фазана или дикую утку на территории «общественных» угодий Херсонщины сейчас можно поймать за 50 гривен, а в прошлом сезоне это стоило 40 гривен. А вот политика частных хозяйств часто гибкая.
Например, то же общество «Кинбурнская коса» для жителей сел, прилегающих к охотничьих угодий, приготовило и «кнут» в виде пристального неподкупной охраны, и «пряник» в виде доступных цен на отстрелочные карточки. Так, за добытых дикую утку «свои» платят символические десять гривен, тогда как приезжие из других регионов Украины и иностранцы - до двухсот гривен. Как вариант, можно вступить в здешний охотничий клуб, заплатив 40 тысяч гривен в год на охрану, разведение и подкормку дичи, и охотиться по тарифам «для своих».
Что же, удовольствие дорогое, но людей небедных это не останавливает: ради гарантированной возможности охотиться, они готовы выкладывать большие деньги. А владельцы хозяйства расходуют эти средства на увеличение популяции и компенсируют убытки от доступного, хотя и лимитированного охоты «соседей». Жаль только, что таких оазисов на Херсонщине пока немного. Словом, жесткий подход ко всем нелегальных промышленников (вместе с «привилегированными» чиновниками и правоохранителями) мог бы помочь в преодолении браконьерства или хотя свести его к по-
одиноких случаев.
Справка. По данным Херсонского областного управления лесного и охотничьего хозяйства, в течение последних четырех лет количество кабанов увеличилась с 404 до 425, фазанов - с 32 до 34 тысяч особей. А вот зайцев, на которых активно охотятся (в том числе и браконьерскими петлями) и чье поголовье искусственно не воспроизводится с 2008 года, уменьшилось на тысячу и составляет 115 тысяч. Вследствие этого управления вынуждено было рекомендовать охотничьим организациям и хозяйствам на месяц сократить сезон охоты на косого. Впрочем, браконьеров это не касается.
Из всех охотничьих угодий Херсонщины почти 8 процентов закреплены за государством, 12 - за частными пользователями и 80 - за районными организациями УООР.
Только расходы на расселение дичи в организациях УООР Херсонщины прошлом году достигли 208,7 тысячи гривен, за одиннадцать месяцев нынешнего года - уже 251 000 гривен.
Сергей ЯНОВСКИЙ, "Голос Украины".