Президента Владимира Зеленского в последнее время как будто подменили. До недавнего времени он был довольно миролюбивым политиком, а в последние недели стал предпринимать достаточно радикальные действия, на которые не решался даже его предшественник. Глава государства то с китайскими инвесторами, за которыми стоит вся мощь Поднебесной, горшки побьет, а то и оппозиционные каналы из так называемой "группы Медведчука" заблокирует. А у представителей ОПЗЖ в Украине интересы не только в медиабизнесе. И если война власти с "группой Медведчука" продолжится, то под удар могут попасть и другие бизнес-активы. "КП" в Украине" разбиралась, какие последствия это может иметь для простого потребителя, который никогда даже не интересовался политикой.
Ослабить по всем фронтам
Санкции против депутата Тараса Козака, который является соратником Виктора Медведчука, многие связывают даже не столько с атакой власти на оппозиционные каналы, сколько с тем, что Владимир Зеленский пытается ослабить экономическое влияние пророссийских политиков. И сразу после введения персональных санкций главе государства начали советовать наращивать их.- Есть еще несколько проблем - кроме телекоммуникаций россияне влияют на украинскую экономику через торговлю, энергетику и банки, -
Другими словами, президенту советуют начинать экономическую войну с представителями российского бизнеса. Естественно, первыми, с кого могут начать - это депутаты от ОПЗЖ, в частности Виктор Медведчук, которому приписывают контроль не только за телеканалами, но и значительную долю на топливном рынке Украины.
Кроме того, журналисты не раз писали о том, что он и его семья имеют свои доли в металлургии, энергетике и логистике нефтепродуктов. А в медиа он сотрудничает с украинским олигархом Игорем Коломойским, имея долю канала "1+1".
И если канал "1+1", который помог Зеленскому прийти к власти, вряд ли кто-то решится тронуть, то с другими экономическими интересами "группы Медведчука" могут попытаться "разобраться".
Топливная сфера
В последние годы имя Виктора Медведчука часто всплывало в связи с событиями на энергетическом рынке Украины. Когда был газовый кризис в 2017 году, то СМИ обвиняли силовиков в том, что они зачищали рынок под компании, которые связаны с интересами Виктора Медведчука.Его супруга Оксана Марченко с осени 2018 года владеет нефтяным бизнесом в России. Этот факт подтвердил сам Медведчук, добавив, что управляет бизнесом он сам. Так же с именем этого политика связывают нефтепродуктопровод "ПрикарпатЗападтранс".
Кстати, с последним связана интересная история. Чтобы уменьшить влияние Виктора Медведчука в сфере энергетики, уже новая власть вводила спецпошлины на поставки российского дизельного топлива по трубопроводам в Украину. Их даже называли "антимедведчуковскими". По сути пошлины ввели, чтобы уменьшить маржу компаний, которые, по слухам, были связаны с политиком. В этой связи возникает логичный вопрос: не пойдет ли в этот раз власть дальше и вслед за телеканалами не введет ли санкции против тех компаний, в которых найдут или просто заподозрят связь с Медведчуком или другими политиками из ОПЗЖ?
А простого украинца, как обычно, интересует вопрос: как вся эта возня скажется на топливном рынке Украины - будет ли дорожать сжиженный газ или дизельное топливо?
- В отличие от ситуации с телеканалами, которые были записаны на депутата Тараса Козака, среди бенефициаров компаний импортеров топлива вы не найдете его фамилии или фамилии Виктора Медведчука, - поясняет "КП" в Украине" директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн. - Поэтому вводить санкции против каких-то юрлиц за финансирование терроризма или еще по какой-то причине не получится. Импортом топлива из России занимаются десятки компаний, которые могут довольно быстро подстраиваться под изменяющиеся условия. Например, после того как власть ввела дополнительные пошлины на поставки топлива в Украину по трубопроводам, просто изменилась схема импорта. Теперь топливо качают по трубе до границы, потом его переливают в цистерны и завозят в страну по железной дороге. Так что какого-то выигрыша от этих санкций никто не получил.
По словам эксперта, большинство компаний, которые занимаются импортом топлива в Украину, имеют европейскую юрисдикцию и связать их с тем же Виктором Медведчуком довольно сложно. Одной из таких компаний называют Proton Energy Group, но она имеет швейцарскую юрисдикцию и ее официальный владелец отрицает связь с украинским политиком.
- Я не вижу какой-либо возможности в данный момент ввести санкции против конкретных компаний, которые якобы связаны с Медведчуком или Козаком, - продолжает Куюн. - В теории власть может ввести санкции против импорта всей российской нефти и топлива, но тогда пострадают не только "компании Виктора Медведчука". Ведь сейчас топливом торгуют десятки компаний со стороны РФ и много украинских трейеров - это "Окко", WOG, Glusco и другие. В теории можно ввести санкции против какой-нибудь российской компании, например "Роснефти", но эффекта с точки зрения давления на Козака или Медведчука это тоже не даст. Поэтому я бы пока не рассматривал такой вариант развития событий на топливном рынке.
Что будет с ценами
По словам эксперта, на сегодня основное влияние на цены топлива в Украине оказывает мировая конъюнктура нефтяных котировок, а также курс гривны.- В октябре стоимость барреля нефти составляла около 37 долларов, - говорит Сергей Куюн. - Сейчас же нефтяные котировки составляют около 55 долларов за баррель. Подорожание топлива было вызвано именно этими факторами. Последнее повышение цен состоялось на прошлой неделе, и на сегодня я уже не вижу потенциала для их роста. Синхронизация закончилась. Цены на нефть и курс доллара остаются стабильными, поэтому в ближайшее время я не ожидаю каких-то изменений стоимости топлива на украинских АЗС.