Эксперты, однако, называют истинной причиной кризиса не коронавирус, а "зеленую" энергетику. Именно введение ранее "зеленых" тарифов и привело к тому, что вся энергетическая отрасль оказалась на грани банкротства.
Цены подскочили
Во время селекторного совещания в Министерстве энергетики в пятницу, 8 мая, и.о. главы ведомства Ольга Буславец заявила, что энергетическая отрасль страны оказалась на грани банкротства, но цена электрической энергии для населения будет оставаться неизменной. Таким образом она прокомментировала опасения, возникшие после выступления заместителя председателя парламентского комитета по вопросам экономического развития Дмитрия Киселевского (фракция "Слуга народа").Раскритиковав программу премьер-министра, замглавы парламентского комитета указал, что в разгар карантина "Энергоатом" вышел на рынок электроэнергии, где ее покупают промышленные предприятия, с максимальной ценой, чем спровоцировал рост тарифов для потребителей на 46%. Одновременно с этим был введен запрет на импорт электроэнергии, который сдерживает рост тарифов в Украине.
Отключение блоков АЭС
Промышленные предприятия остановились из-за карантина, введенного для борьбы с распространением коронавируса, и вместе с этим на рынке сформировался профицит электроэнергии. На сегодняшний день "хранить" электроэнергию еще не научились, поэтому и встал вопрос необходимости сокращения ее производства."Минэнерго, НКРЭКУ и Укрэнерго должны были соответствующим образом диспетчеризировать генерацию, которая производит электроэнергию. Нужно было что-то уменьшить, это делается ежеминутно, и они приняли решение уменьшать в общем объеме производства электроэнергию, производимую АЭС", – прокомментировал UBR.ua Дмитрий Кисилевский.
Правительство инициировало полную остановку трех блоков мощностью 3 000 МВт и уменьшение производства еще на 5 блоках. Кроме АЭС, электроэнергию производят также теплоэлектростанции (ТЭС) и "зеленые" электростанции (СЭС, ВЭС и др.), на основе всех их и формируется средний тариф. Однако, "атомная" электроэнергия в этом "коктейле" является самой дешевой. И ее сокращение и привело к общему удорожанию электроэнергии на рынке.
Хорошо известно, что большую часть угольной промышленности и тепловой генерации в стране контролирует холдинг ДТЭК Рината Ахметова, в котором ранее прошла и карьера премьер-министра Дениса Шмыгаля. Поэтому данное решение правительства часто связывают с лоббизмом известного олигарха.
"Правительство решает довольно тривиальную задачу. В Украине на складах накопилось около 3 млн тонн угля. Для того, чтобы его использовать, должны работать тепловые станции. С точки зрения тепловой генерации и угольной отрасли, это решение логично. Но это решение не соответствует интересам потребителя, потому что тепловая энергия продолжает вырабатываться, а дешевой атомной стало меньше. Соответственно, цена для потребителя повысилась", – объясняет Кисилевский.
Маневренная генерация
Директор специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев, однако, полагает, что действия правительства вполне логичны и связаны с нюансами производства электроэнергии. Он обращает внимание, что генерации бывают разными: базовая и маневренная. Базовая генерация, которую обеспечивает в основном как раз АЭС, предназначена для удовлетворения нужд крупных гарантированных потребителей, которые берут много электроэнергии постоянно."Но что у нас произошло в последние годы? Сокращалось промышленное производство. И сейчас оно привело к сокращению потребляемой энергии. В результате произошел профицит базовой мощности, базовой генерации, которую обеспечивают атомные станции. Поэтому от базовой генерации отняли 10% и вывели соответствующие блоки в резерв", – объясняет Рябцев.
Маневренная же мощность обеспечивает пики потребления суточные – утром и вечером, когда все просыпаются или приходят с работы, и пики годовые в феврале, когда включают обогреватели, и июле, когда включают кондиционеры. И эти пики балансируют в основном ТЭС, которые, увеличивая или уменьшая расход топлива, могут выдавать больше или меньше электроэнергии.
"Но этой генерации у нас дефицит, и так всегда было. Плюс к этому дефициту еще добавилась негарантированная мощность станций на возобновляемых источниках: солнце есть – энергия есть, солнца нет – энергии нет. В результате возникают небалансы в графиках генерации и потребления. Эти графики кто-то должен компенсировать, и сделать это могут только тепловые станции", – указывает Рябцев.
Таким образом, Минэнерго будет до последнего "охранять" от закрытия теплоэлектростанции не ради Ахметова, а потому что таким образом оно сохраняет контроль над рынком, где ТЭС играют роль своего рода "вентиля", которым можно "прикручивать" производство электроэнергии или наоборот.
"Зеленый" тариф взрывает цены
Облегчить ситуацию могло бы сокращение третьего сегмента – "зеленой" энергии, которая сегодня является самой дорогой, и именно она "гонит" цены вверх, ведь чем ее больше в "коктейле", тем он дороже. Но сверхдорогие "зеленые" тарифы защищены законом – государство обязано выкупать у частных инвесторов электроэнергию, произведенную СЭС и ВЭС при любых условиях, в противном случае те добьются своего через суд."У Украины есть обязательства перед инвесторами в "зеленую" энергетику, а девать ее по сути некуда, так как ее пиковые мощности намного превышают потребление. Когда в 2015-16 годах никто не подумал, принимая эти законы, а теперь мы пожинаем плоды деятельности прошлой ВРУ и правительства", – прокомментировал UBR.ua советник заместителя главы КГГА Олег Попенко.
Стоимость "зеленого" тарифа в Украине почти в два раза выше, чем в Европе. Поэтому сейчас государству нужно изыскивать деньги, чтобы перекрыть платежи за "зеленый" тариф. Потому и рассматриваются предложения, начиная от ликвидации льготной стоимости электроэнергии для населения при потреблении до 100 кВт и заканчивая майнингом криптовалюты, чтобы не останавливать АЭС.
Нынешнее правительство оказалось перед непростым выбором. Либо подымать тарифы, в том числе и для населения, но это невозможно ввиду падающего рейтинга президента Владимира Зеленского. Либо выбрасывать десятки миллиардов гривен в год на выкуп "зеленой" энергии, которая ни государству, ни населению не нужна. А в итоге за это в любом случае платит население если не тарифами, то ростом цен.
"Кто-то считает, что платит за это государство, но на самом оплачивают это украинские потребители. В цене электроэнергии сидит "зеленый" тариф в том или ином виде. Да, население платит фиксированную цену, оно этого вроде бы не ощущает. Но человек приходит в магазин, покупает палку колбасы, и в ней сидит стоимость электроэнергии, которая включает компенсацию этого "зеленого" тарифа", – резюмирует Киселевский.
UBR.ua