В Украине критическая ситуация в энергетике. И в Кабмине, и в Нацкомиссии по энергетики и коммунальным услугам (НКРЭКУ) бьют тревогу: так плохо еще не было никогда. Без повышения тарифов для населения не обойтись, и хотя профильные ведомства уже разработали сценарий роста цен на "ток", официально никто не берет на себя ответственность заявить о таком шаге.
О том, как и для кого вырастут цены на электроэнергию – читайте в материале OBOZREVATEL.
Ситуация критическая: без повышения тарифов не обойтись
Ситуацию в энергетики Украины можно охарактеризовать тремя словами – все очень плохо. Потребление падает, долги растут, участники рынка на грани банкротства. И это не просто страшилки экспертов, с таким утверждением соглашаются все. "Мы переживаем самый большой энергетический кризис за всю историю Украины", – заявила на круглом столе 5 мая и.о. министра энергетики Ольга Буславец.
Надеяться, что закончится карантин и ситуация сама по себе решится, не стоит. И это не проблема энергетических гигантов, под угрозой энергетическая безопасность всей страны. Вот что произошло:
- потребление упало на 9% (теплая зима, карантин, спад производства);
- в гидроэнергетике самый низкий в истории Украины показатель производства (4303 млн кВт-час);
- задолженность перед "Энергоатом" – 5 млрд грн;
- в 2020-м вырос импорт электроэнергии из РФ и Беларуси.
Ситуацию на рынке электрической энергии нужно решать срочно, иначе генерация просто будет сокращаться.
"На период беспрецедентного кризиса мы ограничили импорт из Беларуси и России...Мы следим за ситуацией на рынке и понимаем, что должны защищать потребителей. Будем следить, если цена будет подниматься, и хоть это не очень рыночно, мы будем сдерживать рост", – заявил глава НКРЭКУ Валерий Тарасюк.
Выход из ситуации есть. Министерство, профильный комитет и регулятор разработали целый пакет решений и сейчас будут их согласовывать и воплощать в жизнь. Из важного для простого потребителя – все понимают, что без повышения тарифов не обойтись.
Предложения регулятора поднять тариф на 30% сразу же опубликовал целый ряд СМИ. Сама комиссия назвала такую информацию фейком. Мол, есть специальные обязательства, которые принимает Кабмин. И именно правительство принимает решение, по каким тарифам продавать электроэнергию.
При этом Нацкомиссия в очередной раз подчеркнула: они выступают за то, чтобы отменить перекрестное субсидирование, не вдаваясь в детали. Что такое перекрестное субсидирование? Если кто-то платит за электроэнергию меньше, то кому-то придется платить больше. Так и происходит: население недоплачивает, а бизнесу приходится переплачивать.
Сколько будут платить украинцы?
Сейчас украинцы в среднем платят за электроэнергию почти 1,1 грн за кВт-час. При этом первые 100 кВт-час стоят по 90 копеек, а каждый следующий – 1,68 грн. В НКРЭКУ же предлагают, чтобы усредненный тариф был на уровне 1,4 грн. То есть возможное подорожание составит 30%.Эксперт в сфере энергетики Мирослава Качко уверена: повышать тарифы населению нужно было еще в прошлом году. С 1 июля прошлого года работает свободный рынок (именно его запуск и спровоцировал дисбалансы, так как не была решена проблема задолженностей), и по идее украинцы должны были платить за "свет" по рыночным тарифам.
Однако Кабмин тогда принял решение "заморозить" повышение и утвердил специальный указ. "По закону, предприятиям эту разницу между рыночным тарифом и тем, какой тариф назначен, должны компенсировать из бюджета. Разумеется, это не происходит. Сейчас стоимость электроэнергии для населения не соответствует рыночному уровню, и мы должны плавно уходить от перекрестного субсидирования", – уверена Качко.
Семья, которая сейчас платит за электроэнергию, предположим, 200 грн в месяц, согласно предложению НКРЭКУ после пересмотра тарифов должна будет заплатить 260 грн. Причем для субсидиантов эту разницу полностью покроет помощь от государства, а вот остальным придется переплатить незначительно.
Важно также заметить, что в среднем составляющая электроэнергии в общих платежках за коммунальные услуги составляет около 10-15%. Львиная доля – горячая вода и отопление зимой.