После 28 апреля операторы, как и раньше, смогут без ограничений предоставлять телекоммуникационные услуги
С 28 апреля 2020 года вступят в силу нормы Закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Это значит, что субъектов первичного финансового мониторинга, то есть тех, кто обязан докладывать обо всех операциях свыше определенной суммы, стало больше — среди них теперь и частные бухгалтеры. Кроме того, согласно документу, отныне в Украине под финансовый мониторинг подпадают и операции с виртуальными активами, в том числе с криптовалютами. Также закон обязал Национальный банк Украины разработать четкие рекомендации по процедуре удаленной идентификации граждан, совершающих безналичные расчеты.Что касается оплаты мобильной связи, то в Национальном банке Украины дали разъяснение, что операторы мобильной связи смогут, как и раньше, предоставлять свои услуги пользователям, включая неидентифицированных абонентов. Нормы закона, вступающего в силу с 28 апреля, не регулируют телекоммуникационные услуги и отношения между операторами мобильной связи и их абонентами.
Поэтому беспокойство операторов мобильной связи является необоснованным. После 28 апреля 2020 они, как и раньше, смогут без каких-либо ограничений предоставлять телекоммуникационные услуги.
При этом в НБУ отметили, что также нет необходимости идентифицировать и верифицировать пользователей следующих технических электронных кошельков:
- открытие которых инициируется мобильным абонентом;
- которые используются для «технических целей»;
- не связанных с инициацией переводов пользователем в пользу других лиц.
«Закон возлагает на финансовые учреждения определенные обязанности, в частности, с целью изучения их клиентов, — сообщил директор департамента финансового мониторинга Национального банка Украины Игорь Береза. - Вместе с тем Нацбанк установит длительный переходный период — до 1 января 2021 года, чтобы все участники рынка имели достаточно времени для настройки своих автоматизированных систем и перестройки внутренних процессов».
НБУ до 28 июля 2020 года, как того требует закон, разработает и утвердит нормативные акты, которые урегулируют, в том числе, вопросы осуществления мероприятий по надлежащей проверки пользователей электронных кошельков. Со своей стороны финансовые учреждения смогут провести до 1 января 2021 года надлежащую проверку пользователей имеющихся электронных кошельков. Что касается новых пользователей электронных кошельков, то финансовые учреждения должны осуществлять их надлежащую проверку в соответствии с собственными внутренними процедурами с учетом требований закона.
При этом регулятор намерен предложить упрощенные процедуры идентификации пользователей лимитированных электронных кошельков. Финансовые учреждения смогут идентифицировать клиента, получив от него:
- копии его идентификационных документов (паспорт и идентификационный код);
- фотофиксацию клиента с его документом, удостоверяющим личность (паспорт).
«При осуществлении онлайн-платежей идентификация может быть проведена удаленно»
Стоит отметить, что такую процедуру идентификации уже давно используют многие банки. Поэтому большинство экспертов не видят особых угроз и сложностей для людей в связи вступлением в силу нового закона.— Согласно нормам указанного закона, идентификацией являются действия и меры субъекта первичного финансового мониторинга для установления личности путем получения ее идентификационных данных, — ранее рассказал «ФАКТАМ» управляющий партнер консалтинговой компании «Финансовая студия» кандидат экономических наук Евгений Невмержицкий. — Закон не устанавливает конкретный перечень этих мер и действий, потому как в эпоху информационных технологий их может быть бесконечное множество. При осуществлении онлайн-платежей идентификация также может быть проведена удаленно, то есть путем дистанционного получения указанных данных и документов о персоне.
Согласно международной практике, удаленная идентификация имеет более высокое качество, нежели идентификация с помощью соответствующих документов при личном присутствии лица, идентификация которого проводится в месте получения им услуги или совершения определенных действий. Ведь идентифицирующие документы проще подделать, чем комплекс правил, которые используют финансовые структуры для удаленной идентификации. Эти правила могут быть различными, и регламентировать их на законодательном уровне не имеет смысла, так как к разным клиентам и разным операциям применяются разные правила — в зависимости от риска, степень которого определяется самим субъектом финансового мониторинга.
Все системы идентификации, которые использовались до принятия закона, могут быть использованы и после вступления его в силу. Идентификацию проводит не лицо, которое нужно идентифицировать, а субъект первичного финансового мониторинга, — подытожил Евгений Невмержицкий.
Факты