Представители «Херсоноблэнерго» несколько лет предъявляли абоненту претензии по возмещению «убытков», основанные только на небольших эксплуатационных повреждениях счетчика. Но гражданин отстоял свою правоту.
Работники Генического РЭС нагрянули с проверкой в кафе-бар в пгт Новоалексеевка, где, по их данным, уменьшилось потребление электроэнергии. Они сразу заявили, что в счетчик внесены конструктивные изменения, которые позволяют отключать счетный механизм и потреблять электричество без оплаты. Однако экспертиза, проведенная Херсонским научно-исследовательским экспертно-криминалистическим центром МВД Украины, умозаключения электриков не подтвердила. Были обнаружены только царапины и потертости на корпусе, а также незначительные трещины и сколы на пластике в местах крепления нескольких винтов. На учет электроэнергии, по заключению экспертизы, эти внешние повреждения никак не влияли. Но комиссия облэнерго все равно приняла решение о доначислении потребителю 48 628,76 грн.
Последовали судебные разбирательства, в ходе которых как первая, так и апелляционная инстанции отказали «Херсоноблэнерго» во взыскании мнимого «ущерба». Эксперт раз за разом подтверждал, что никакого вмешательства в счетчик не обнаружено, и отмечал, что хрупкий пластик корпуса мог потрескаться еще при монтаже, из-за применения избыточного механического давления. То есть виноват, скорее всего, кто-то из сотрудников облэнерго, ставивших счетчик в далеком 2004 г. Однако «Херсоноблэнерго» было настроено только на безусловное получение денег.
В кассационной жалобе на судебные решения первой и апелляционной инстанций «Херсоноблэнерго» утверждало, что хозяин кафе – предприниматель, и дело должно рассматриваться хозяйственным судом. Потребитель неоднократно представлял документы о прекращении предпринимательской деятельности за два года до проверки. Но облэнерго, противореча законодательству, продолжало настаивать, что его обязательства по заключенным ранее договорам не прекращаются, и он должен отвечать по ним всем своим имуществом. Верховный Суд отмел все толкования монополистом в свою пользу законов и экспертиз и окончательно отказал в удовлетворении иска «Херсоноблэнерго».
Верховенство права