
Это частный музей и, как его еще называют иногда, «камерный», он разместился в квартире херсонского художника Вячеслава Машницкого в Доме художников в центре города, на проспекте Ушакова, 51.
Вячеслав Машницкий встречает меня возле дома: двор как двор, разве что здесь стоит скульптура. Это «Пловчиха» – работа скульптора Юрия Шапко, ее перевезли с территории, где она разрушалась. Теперь пловчиха украшает двор, сюда заходят поселфиться херсонцы.
История этого известного в городе пятиэтажного дома такова: построен он был в 1964 году на средства художников, здесь 24 квартиры, первый и пятый этажи - мастерские художников, на остальных – жилье. Именно в одной из этих квартир и работает музей.

«Я вырос здесь с сестрой, в этой квартире. Дом появился так: Союз художников заказал строительство. Мой отец как художник получил здесь квартиру (Валерий Машницкий, заслуженный художник Украины, – авт.), а дедушка как подрядчик строил», - вспоминает Машницкий.
Если Валерий Машницкий был представителем реализма, то Вячеслава называют художником современного арта. Как пишут о нем, “украинский художник, видео-художник, автор объектов и инсталляций”.
Вернувшись в «нулевых» после смерти родителей в Херсон (после 27 лет, проведенных в Одессе, Москве, Киеве, Кишиневе), Вячеслав Машницкий поселился в квартире, которая досталась ему в наследство. История Музея начинается с создания некоммерческого объединения «СС/02» («Галерея Союз Спадкоємців/02»). Позже журналистам Вячеслав Машницкий рассказывал: подумал о том, что в Доме художников должна быть галерея. Первая выставка – это расписанные вместе с другом детства Игорем Платоновым стены. На новый проект откликнулась молодежь, предложили свои работы и два года здесь выставляли местных художников. Собрали хорошую коллекцию из работ, которые дарили молодые художники - так галерея превратилась в Музей современного искусства.

Официальное открытие музея состоялось 5 марта 2004 года – выставкой «Колекція». Свои работы показали тогда два десятка украинских авторов, которые работали в разных направлениях. Знакомства с новыми тенденциями, именами, и все - в домашней непринужденной обстановке - действительно это было музейной революцией для Херсона. Музей привлекает молодых поэтов, художников и музыкантов.
Здесь проводятся выставки, перформансы, презентации авторских проектов художников из разных регионов Украины, а еще - конференции, благотворительные акции, музыкальные вечера. Как говорят организаторы, количество таких мероприятий приближается к сотне.

У музея есть свои поклонники, которые оставляют отзывы в соцсетях, отмечая, что это важная точка на культурной карте Херсона, пишут о необычном формате, о том, что это музей, где ты не в музее, а в гостях, что он ломает стереотипы, что на этой арт-платформе можно посмотреть, подискутировать, подумать и творить о том, что волнует, впечатляет, о современных проблемах; пишут, что в музее хранится локальное колоритное искусство.
«У нас функции - обмен опытом художников, не только херсонских, но и из других городов, делаем кураторские проекты на «злобу дня». Началась война в 2014 году, у нас появился проект «Критичні дні». Когда есть хороший проект, художник может показать свои работы и раскрыться», - рассказывает директор частного музея.

ЗВЕЗДЫ И ПОТЕРИ: ПОЛИНА РАЙКО И СТАС ВОЛЯЗЛОВСКИЙ
Двухкомнатная «хрущевка» с кухонькой, а точнее, большая комната в ней - это и есть, собственно, музей. Маленькая спальня - в глубине с картинами на стене. Хозяин разрешает мне сфотографировать здесь работы, среди них - и картина известной народной художницы Полины Райко.

А еще Машницкий способствовал тому, чтобы семья благотворителей из Канады выкупила дом Райко, который мог быть навсегда потерян, а в 2005 году основал благотворительный фонд им. Полины Райко. Тогда же Музей современного искусства стал одним из проектов фонда.
Мы познакомились с Машницким летом, когда я готовила материал о Полине Райко, тогда он, узнав, что я снова собираюсь в Олешки, сказал, что теперь там комфортнее посетителям, только что оттуда вернулся – стол сделали, скамейки, туалет во дворе поставили.
Работает сайт, посвященный Райко, где, собственно, Машницкий рассказывает обо всех проектах Музея, собирает средства для поддержки дома народной художницы.
Полина Райко - это женщина, которая уже в пожилом возрасте начала рисовать наив. Но она на удивление гармонично вписывается в общество творческих людей намного моложе по возрасту, объединенных Музеем современного искусства и работающих в различных направлениях актуального искусства. Среди них был и один из самых известных, успешных и “дорогих” современных херсонских художников Стас Волязловский. Википедия называет его художником, перформером, певцом, автором объектов из текстиля и видеороликов, который писал в стиле «шансон-арт».

Как пишут критики, Стас Волязловский перерос как художник границы, его невозможно вписать в концепт «художника для всех», а его творческое наследие не нужно выдергивать из херсонского контекста. Сейчас его работы находятся в картинных галереях и частных коллекциях в Украине и за рубежом. А в Херсоне обеспокоены тем, как вернуть это творческое наследие домой.
Сегодня в Музее современного искусства экспозиция посвящена моей коллеге – херсонскому журналисту, арт-критику Юлии Манукян (Алиса Готт). На стенах и даже на полу распечатки ее публикаций.

Безусловно, на базе этого музея нужно развиваться, хотя формат квартиры остается. Однако нужны дополнительные площади, чтобы экспозиции смогли увидеть больше людей, нужна соответствующая структура, говорит Вячеслав Машницкий. Пока гостей принимает он один, чтобы посетить музей, нужно предварительно договариваться – позвонить. Да и фонд музея уже довольно серьезный – есть что показать. Коллекция музея - сотни работ художников со всей Украины, ее надо пополнять, есть потребность в хранилище. «Да и люди просят – тесновато у нас тут, по 120 человек принимать во время экспозиций», - рассказывает Машницкий.

«Конечно, я с радостью буду содействовать тому, чтобы в Херсоне появился музей современного искусства... Если мой совет будет необходим, я всегда готов поддержать. Тем более, что в городе есть прекрасные художники, мои старые друзья», - сказал Ройтбурд. Что это будет за новый формат и будет ли вообще – о конкретных реальных планах еще не говорится.
Сегодня музей работает, как и раньше, оставляя свой след в истории региона и его культурной жизни. Потому что проекты музея не ограничиваются стенами комнаты в Доме художников, несмотря даже на ограниченные квадратные метры этой «хрущевки».
Ирина Староселец, Укринформ
Фото автора