В последнее время уже столько было сказано о грядущем глобальном экономическом кризисе, что даже, когда он наступит, вряд ли это можно будет считать неожиданностью
Как индейские шаманы бьют в бубен, вызывая дождь, большая часть финансового сообщества уже давно сотрясает сознание обывателя многочисленными заявлениями, предвещающими экономический и финансовый спад. Более того, многие подкрепляют слова делами. Рей Далио, один из самых знаменитых инвесторов последних десятилетий, управляющий десятками миллиардов долларов, сделав ставку на возможное падение, в первом полугодии потерял 4.9%. Думаете, «заклинатели кризиса» ошибаются? Ни в коем случае. Кризис обязательно начнется. Просто точную дату угадать невозможно, к тому же, крупнейшие центральные банки мира постоянным снижением ставок делают всё для того, чтобы этот момент наступил, как можно позже.
Вот только бесконечно оттягивать не получится — ведь, «патроны» рано или поздно закончатся. Судите сами, если в сентябре 2007-го, перед кризисом, ставка ФРС США была на уровне 5.25%, создавая американскому Центробанку значительный запас прочности в борьбе с рецессией, то сейчас она находится на уровне 2.25%-2.5%. А у некоторых, например Европейского центрального банка, где ставка на нуле, или Центрального банка Японии, где она отрицательна, боезапас и вовсе закончился. Вдобавок, количество гособлигаций на балансах ведущих центробанков уже давно зашкаливает, так что о масштабном их выкупе, с целью помочь экономике, тоже говорить не приходится.
Ситуация непростая. Источники экономического роста постепенно иссякают. По мнению того же Далио, высокий рост прибыльности компаний, вызванный глобализацией и технологическими усовершенствованиями, снизившими стоимость рабочей силы, вряд ли сохранится в будущем. Позитивный эффект от налоговой реформы в США был явлением одноразовым и уже иссяк. Более того, приход к власти демократов вообще может привести к обратному увеличению налогов. И не исключено, что растратив боеприпасы, в попытке оттянуть наступление кризиса, центробанки останутся совершенно безоружными, когда он действительно грянет. А то, что грянет, сомнений нет. Вопрос — когда? И, конечно, важно, как он скажется на Украине и на нас с вами.
Очевидно, что экономический кризис никому ничего хорошего не сулит. И вряд ли кому-то удастся избежать его последствий. В эпоху глобализации не бывает такого, чтобы кому-то жилось хорошо, когда всем плохо. Тем более, что источников хорошего у нас, в Украине, мало и они весьма скудные. А вот источников плохого больше, чем достаточно. Чего же ждать?
Во-первых, кризис всегда приводит к снижению стоимости сырья. Учитывая сырьевой характер нашей маленькой экономики, удар будет ощутимым.
Во-вторых, кризис может лишить многих наших «заробитчан» работы за границей, а следовательно, нашу экономику очень значимого источника дохода.
В-третьих, наша жизнь в долг бесконечно продолжаться не может. Как известно, развивающиеся экономики всегда являются заложниками монетарной политики ФРС. Так что логично ожидать, что НБУ продолжит снижать ставку вслед за ФРС, уменьшая стоимость долга для тех, кто берет взаймы, соответственно, доходность, для тех, кто дает. Но при этом есть большие опасения, что если доходность облигаций снизится, то нам просто перестанут давать в долг. А учитывая, что на плаву мы держимся во многом благодаря дорогим заимствованиям, то борьба за «жизнеспособность судна» может закончиться пересадкой на спасательные плоты.
Если же НБУ решит оставить всё, как есть, и доходность облигаций останется на нынешнем уровне, то, в конце концов, наш бюджет рано или поздно не выдержит стоимости обслуживания долга и опять же нас ждет увлекательное плавание на «плотах».
К тому же, большой риск состоит в том, что значительная часть украинского долга деноминирована в долларе и евро, что в принципе типично для развивающихся рынков. На первый взгляд, кажется, что так занимать дешевле, но если сработают первый и второй факторы, то гривня неминуемо начнет слабеть, а «дешевизна» вылезет боком государственному бюджету. Вы же сами знаете, как тяжело выплачивать валютные кредиты, когда все доходы в гривне, а она обесценилась.
Ну и, конечно же, в этих рассуждениях нельзя не сказать об МВФ, ибо сейчас всё выглядит так, что продолжение сотрудничества с МВФ — это наша единственная возможность спасти судно. В краткосрочной перспективе, это несомненно так, ведь МВФ — это самые дешёвые деньги плюс пинок под зад власти с требованием проведения хоть каких-то реформ. В долгосрочной же перспективе не всё так однозначно, ведь сотрудничество с МВФ далеко не всегда помогает странам выкарабкаться из тяжелой ситуации. Яркий тому пример — Аргентина, получившая крупнейший в истории фонда кредит в размере $50 млрд, но так до сих пор и не сумевшая побороть финансовые проблемы. Фонд фондом, но нужно же и самим что-то делать.
Ситуация выглядит безрадостно и действительно всё может закончиться плохо, если новый президент и его верное большинство, за неделю в совершенстве обученное тонкостям государственного управления, не пойдут в решительный бой за привлечение прямых иностранных инвестиций и развитие малого и среднего бизнеса. Быстрых результатов, конечно, ждать не стоит, но чем раньше начнем, тем быстрее добьемся. А главное в этом бою — радикально изменить действующие принципы государственного управления, черпающие жизненные силы в безграничной всепоглощающей коррупции. И глядя на недавнюю историю с Криворожсталью хочется пожелать, чтобы борьба за малый и средний бизнес не пошла путем уничтожения крупного. Если идти таким путем, то, опять же, всё закончится «плотами».
Иван Компан
преподаватель Эдинбургской бизнес-школы