В газету «Гривна» пришло письмо от читательницы Ольги, которая напомнила об известной проблеме Херсона - маршрутках.
«Давненько что-то “Гривна” не писала о проблемах в общественном транспорте Херсона, – пишет Ольга. – Вряд ли это потому, видимо, что всё у нас с маршрутками в порядке. Наверное, горожане просто уже устали жаловаться в надежде на то, что качество обслуживания улучшится? А меня вот так задела ситуация, что произошла со мной на днях в маршрутке № 47, что не могу промолчать. Как известно, “бегают” на этом маршруте, который обслуживает “Рембыттехника”, в основном маленькие “Руты”. Те самые, у которых то задние двери на ходу открываются, то колёса отлетают. Салон маленький, держаться порой не за что – но к этому херсонские пассажиры, увы, уже привыкли. Но сейчас в этих будках зажариться живьем можно – потому что шторы на окнах редкость, а окна и люки не всегда открываются. Вот и в этот раз я ехала: дышать нечем буквально, такая духота. Окно не открыть, а люк так зажат, чтобы воздух шел не в салон, а на водителя. Я попросила водителя, чтобы исправил это положение, а тот в ответ: ты, мол, выйдешь, а я целый день тут жарюсь. В общем, ругался, хамил, ворчал, будто в салоне не пассажиры, которые платят 6 гривен за услугу, а скот, который можно перевозить как попало. Когда я выходила на своей остановке, водитель специально рванул с места, не успела я толком на асфальт ступить, чуть не упала. Позвонила с претензией на такое “обслуживание” руководителю предприятия-перевозчика Валерию Сиваку, назвала номер автобуса. Но директор, понятное дело, принял сторону своего водителя. Это что значит, 6 гривен – не деньги, езжай за них на том, что еще кое-как работает, терпи все неудобства и не смей даже мечтать не то что о комфорте, но хотя бы о нормальных условиях?!»
Ну что сказать, о таких ситуациях, как говорится, писано-переписано, а воз, то бишь маленькие дребезжащие автобусы, и ныне там… По-прежнему в Херсоне бытуют противоположные мнения: одни недовольны качеством перевозок, другие парируют – а вы сами попробуйте! Первые уверены, что частный перевозчик обязан инвестировать в собственный бизнес и закупать транспорт, соответствующий требованиям, а не возить пассажиров сверх нормы в микроавтобусе. Вторые не согласны: мол, частник ничего не обязан – инвестировать или нет, его дело.
А вот мэрия, например, не должна давать лицензию на транспорт, не соответствующий выставленным критериям. Образно по этому поводу высказался в соцсети некий Алексей Ткаченко:
«Общественный транспорт – это сфера обслуживания, и специфика работы в этой сфере заключается в том, что исполнять свои прямые обязанности необходимо ДЛЯ ЛЮДЕЙ. У каждого своя работа, свои обязанности. Представьте, что в кафе официант приносит блюдо, а там пучок волос. И на претензию повар отвечает: а ты пойди постой у плиты 15 часов, я на тебя посмотрю... И, по вашей логике, после такого жесткого аргумента вы ему должны ответить: ну прости, я тебя понимаю, можешь ещё волос подкинуть, и муху в пиво не забудь. Сомневаюсь, что ваша реакция будет такой, но именно её вы хотите увидеть от своих клиентов-пассажиров».
А общественник Ярослав Концевой по поводу маленьких автобусов напоминает: в некоторых вообще не предусмотрены стоячие места.
«Смело можете заполнять жалобу о переполненном автобусе или хотя бы сделайте фото внутри и потом снаружи с номером. Заполнить специальную форму можно на сайте проекта "Укрскарга". Я неоднократно наблюдал заполненность такого автобуса на 120–150%, не удивительно, что потом у них отпадают колеса, ведь это перегруз минимум на полтонны».
Кстати, в мае в соседнем Николаеве торжественно представили 23 автобуса МАЗ белорусского производства, приобретенные городом в лизинг для работы на транспортных маршрутах Николаева. По словам мэра Александра Сенкевича, депутаты «приняли на себя важное решение, чтобы обеспечить горожан цивилизованными условиями проезда по городу». По словам директора КП «Николаевпасстранс» Алексея Ушакова, автобусы девятиметровые, в каждом 27 сидячих мест, общая вместимость – 72 пассажира. Салоны оборудованы кондиционерами, камерами видеонаблюдения, а также GPS-трекерами. Имеется также система оповещения, состоящая из четырёх табло – одно в салоне, три снаружи. Кроме того, в каждом автобусе предусмотрена возможность заезда для людей с ограниченными возможностями. Хотя себестоимость тарифа по ориентировочным расчетам составила около 7 гривен, цену проезда установили в 5 гривен, чтобы конкурировать с частниками. При достаточном пассажиропотоке, уверены, убыточными маршруты не будут, а в лучшем случае тариф даже уменьшить могут.
А херсонцам, увы, о таком даже мечтать не приходится. Тем более, что на ближайшую сессию горсовета вынесен проект решения о ликвидации КП «Херсонский городской автобусный парк» – «в связи с нецелесообразностью дальнейшей деятельности». Планируют назначить ликвидационную комиссию, которая за полгода должна будет провести соответствующие процедуры. Самое интересное, что процесс ликвидации этого КП, согласно документам, начали ещё в 2011 году.
Когда этот номер уже верстался, читательница Ольга позвонила снова: спустя пару дней ей опять довелось ехать в том же автобусе. Люки как были заблокированы, так и остались…