Анализируя возможное будущее, обычно смотрят на человека, ответственного за определенное направление. Он имеет так называемый track record поведения. К примеру, когда назначают председателя Центробанка какой-то европейской страны, то смотрят на взгляды этого человека, как он себя вел, набор решений, числящийся за ним. Зато в нашем случае у нас нет ничего из этой информации. Люди абсолютно неизвестны – кто они? Не исключено, что они будут проводить столь впечатляющую и положительную экономическую политику, что это станет историей успехов. Но сейчас мы об этом ничего не знаем.
Некоторые опасаются за сотрудничество с МВФ. Но то, что Зеленский говорил в сериале «Слуга народа» – это одно, а реалии будут другими. Возможно, сначала мы и увидим какие-то резкие движения, и когда новые люди поймут, с чем они работают, и как много завязано на этих отношениях, то все изменится. В общем я убежден: любые лидеры, которые приходят к власти в наших условиях – особенно с нашим графиком выплат – просто обречены работать с МВФ. Ведь денег взять неоткуда. Поэтому если у Зеленского и есть какое-то инакомыслие по поводу возможного поведения по отношению к МВФ, то эта позиция изменится, и это обусловлено финансовой необходимостью.
В отношении инвесторов, то они будут выжидать. Истории, когда к власти приходили абсолютно «стерильные» лидеры, они уже видели. А потому не склонны паниковать из-за того, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Конечно, предсказуемость – гораздо лучший сценарий для инвесторов. И думаю, что они прежде всего будут наблюдать и уже на основе увиденного делать выводы.
Как отреагирует гривна, когда Зеленский станет президентом? Критической ситуации не наблюдается – разве что после избрания Зеленского люди начнут паниковать. И учитывая его большой политический рейтинг, люди не голосуют за свою панику. А, следовательно, имеют определенные позитивные ожидания относительно последствий своего выбора. Поэтому я бы не спешил с негативными прогнозами для курса. А что к чему мы поймем только через несколько месяцев.
Дмитрий Боярчук
Исполнительный директор Центра социально-экономических исследований "CASE Украина"Новое время