Ксения Николаева, оперная певица, меццо-сопрано, 27 лет, родилась в Херсоне. Музыкой занимается с 4 лет. В 2019 году завершает обучение в Национальной музыкальной академии Украины, класс профессора, народного артиста Украины Александра Дяченко. Лауреат международных конкурсов. В данный момент совершенствует свое мастерство у знаменитой оперной дивы, меццо-сопрано Аниты Рачвелишвили, покорившей Метрополитен и Ла Скала, пишет L’Officiel.
Мои родители всегда уделяли большое внимание моему всестороннему развитию, поэтому в моем графике с детства были музыкальная, художественная школы и танцы. Сначала я окончила музыкальную школу по классу фортепиано, а после, по настоянию педагога, начала заниматься вокалом. В Киев я переехала, когда поступила в консерваторию. Сейчас я оканчиваю ассистентуру, и в моем расписании прослушивания в лучших оперных театрах мира.
Есть такая тенденция: чтобы тебя признали в Украине, сначала нужно получить известность в мире. Известны многочисленные примеры, когда певцам не давали реализоваться у нас, а теперь, когда они стали звездами мирового масштаба, их с радостью принимают и в Украине. Как ни прискорбно, но это то, что пока невозможно изменить. Поэтому мне нужно заработать имя за рубежом, а потом, надеюсь, я смогу что-то изменить в родной стране.
Моим дебютом стала “Иоланта” Чайковского. Тогда я еще даже не была студенткой, а училась на подготовительных курсах консерватории. Режиссер Ирина Нестеренко услышала меня на репетиции и сказала, что я буду петь партию Марты. Иерархия вокалистов предполагает, что первая партия в два слова “кушать подано”, а потом уже переходишь к более значительным ролям. Партия Марты написана для контральто, она очень характерная. Но в 18 лет сложно исполнить и понять роль возрастной героини. На подготовку отводилось всего несколько недель, предстояла насыщенная и сложная работа. Мы отрабатывали психофизику героини, все ее движения, походку и даже мысли. Спектакль прошел прекрасно. После дебюта у меня появилось желание работать ещё больше, над более сложными партиями. И конечно же, результат укрепил веру в себя.
Как любой начинающий исполнитель, ты все время сомневаешься, и, к сожалению, методика образования в Украине построена так, что педагог очень редко готов пожертвовать своим эго, чтобы вселить веру в ученика. Я благодарна, что мой профессор Александр Дяченко вместе с концертмейстером Наталией Королько руководствуются другими принципами, и это дает отличный результат.
Первым значимым человеком, который помог мне поверить в мой голос, стала Монсеррат Кабалье. Я была на ее мастер-классе в Сарагосе, после чего мне удалось около месяца позаниматься с ней. Кабалье сказала мне: “Пойми, таких голосов, как у тебя, в мире оперы настолько мало, что перечесть их хватит пальцев одной руки, поэтому тебе обязательно нужно петь”. Возможно, она почувствовала мои сомнения, но после встречи с ней я осознала, что у меня есть нечто ценное и я не имею права пренебрегать этим.
Мне посчастливилось заниматься и с легендарной Еленой Образцовой, она открыла мне новое звучание моего голоса. Я просто слепо ей поверила, и началась работа. Когда позже я слушала записи наших уроков, я удивлялась результатам, которых нам удалось достичь буквально за три занятия. Она была невероятным человеком.
Абсолютом в своей профессии я считаю Марию Каллас, Анну Нетребко и, безусловно, Аниту Рачвелишвили, с которой имею честь заниматься, соприкасаясь с ее вокальным гением. Сила их таланта способна менять судьбы людей, исцелять души, дарить слушателям ни с чем не сравнимые эмоции и вдохновение. Это и есть самое главное в искусстве, потому что сам по себе голос ничего не значит.
Я уверена, сделать успешную карьеру – это лишь инструмент, который приведет к истинной цели моей жизни – дарить людям эмоциональное возрождение, вселять веру, что все возможно. Я сама в это верю, так воспитали меня родители. Они научили меня не видеть границ, говорили: мечтай, верь, иди к своей цели – и ты изменишь этот мир.
Ксения Николаева – участница грантовой программы фонда VERE MUSIC FUND.