Коммунальная земля, как известно, является одним из основных источников наполнения бюджета и мощным рычагом влияния. И Херсон в этом плане совсем не исключение.
Особой темой традиционно стоят временные сооружения для торговли (ВС) – ларечки или киоски, которые чаще называют МАФами, не вдаваясь в официальную терминологию строительно-архитектурного законодательства. «Гривна» писала об этой проблеме не раз, но желаю-щих заработать на полулегальной (в лучшем случае) установке ВС меньше не становится. Наоборот: на одной из прошлых сессий горсовета Херсона говорили о том, что даже некоторые ОСМД ухитряются передавать свою территорию предпринимателям под размещение киосков. Директору горземдепартамента Максиму Ващуку поручили разработать нормативные акты и прописать в договорах передачи ОСМД придомовых территорий запрет на такие действия. Тот заверил: землю ОСМД могут получать только под благоустройство, включая в крайнем случае установку заборов, а если выявляют установку ВС, объект демонтируют.
Но это лишь малая часть айсберга. На заседании общественного совета при Херсонском городском голове в феврале говорили об острой необходимости достичь прозрачных отношений в земельной сфере. А для этого власти города должны заключать земельные сделки с предпринимателями, прямые договоры – земельные сервитуты для участков городской земли под временными сооружениями. Председатель общественного совета Александр Мошнягул считает, что проблема Херсона в том, что в городе нет механизма, который позволял бы предоставлять в пользование земельные участки под ВС на правовых началах. Поэтому значительная часть этих сооружений не имеет возможности платить в бюджет средства за использование городской земли. Отсюда – свобода для коррупционных действий со стороны чиновников, которые могут или разрешить установку киоска на «особых» условиях, или наложить мораторий на выдачу паспорта-привязки. С одной стороны, это грозит притормозить развитие малого бизнеса, а с другой, дает возможность работать недобросовестным предпринимателям.
А процедура заключения земельных сервитутов позволит проводить инвентаризацию земельных участков с внесением их в земельный кадастр. Оставалось только решить этот вопрос на сессии горсовета – конечно, при условии, что депутаты, сами имеющие торговые киоски, действуют точно по закону и не станут препятствовать внедрению прозрачных отношений в земельной сфере города.
Но на сессии 22 февраля по поводу городской земли разгорелись настоящие страсти – из-за новой нормативной денежной оценки, в результате чего существенно вырастает плата за землю. «Предприниматели, которые имеют большие участки земли, не в состоянии будут столько платить, а обратятся в суд или перерегистрируют свои предприятия в других населенных пунк-тах – например, расположенных рядом Антоновке, Музыковке или Белозерке. И тогда Херсон вообще потеряет эти доходы», – приводили доводы противники повышенной оценки, предлагая хотя бы поднимать цену постепенно.
Мэр Миколаенко отреагировал на это предложение резко отрицательно: «Государство почему-то перевело на нас ответственность за финансирование защищенных статей – около 140 миллионов тратим из горбюджета, почти 70 миллио-нов – на здравоохранение, около 40 миллионов – на образование. И когда нам говорят, что не надо платить за землю, надо пользоваться “нормативкой” 2000 года, – мне кажется, это откровенное хамство. Если люди платили небольшие деньги, не нужно, чтобы это было такой привычкой».
В самом ли деле деньги, которые платили бизнесмены, были небольшими? Эта тема была предметом обсуждения и на заседании горисполкома Херсона 19 февраля, и 20 февраля – на заседании Регионального совета предпринимателей при ОГА. Выступающие там предприниматели и депутаты уверяли, что новые условия платы за землю, на которой расположены бизнес-объекты, препятствуют нормальному осуществлению предпринимательской деятельности в городе и в области. Станислав Путилов, бывший участником обоих заседаний, рассказал газете «Гривна», что расценки на землю в Херсоне и без того не самые низкие. Так, например, средняя базовая стоимость квадратного метра у нас составляет 362,22 гривни. Если брать города причерноморского региона, то дороже херсонской только земля в Одессе: там «квадрат» стоит 402 гривни. В соседнем Николаеве – 229 гривен, в Запорожье – 290. Но эта базовая стоимость еще умножается на различные коэффициенты: например, в зависимости от того, где расположен участок – в центре или на окраине, от того, имеет ли «промышленный» статус или отведен под торговлю и так далее. Так вот этот повышающий коэффици-ент, утверждаемый сессией горсовета, говорит Станислав Путилов, в Херсоне составляет 4, а в тех же Одессе и Николаеве – 1. Поэтому, мол, и недовольны предприниматели – предложение о повышении оценки земли, говорят, подано бездумно. Если решат «уйти» в Олешки, к примеру, то базовая стоимость земли там – 80 гривен за квадратный метр, и лучше платить налоги там.
Станислав Исидорович отметил, что решение о повышенной ставке, хоть и одобрено сессией 22 февраля, но еще не окончательно. С одной стороны, некоторые депутаты, более детально разобравшись в вопросе, якобы готовы вынести его снова на сессию. С другой стороны, Региональный совет предпринимателей решил обратиться в Верховную Раду с письмом о ситуации в области в сфере ведения бизнеса, указано на сайте ОГА.
Гривна