«Крымнаш», – на каждом шагу, как мантру, твердят Россия и ее оккупационная власть в Крыму. Вопрос принадлежности полуострова не дает им спать спокойно, ибо слова «Кырым» и «кырымлы» – однокоренные и самым убедительным образом свидетельствуют о том, чей в действительности полуостров. Ведь с очевидным не поспоришь: «кырымлы» в переводе с крымскотатарского означает «крымский».
Но не утруждая себя высокой моралью, идеологи "Крымнаша" выбрали кардинальный метод решения не дающей покоя проблемы – убрать из названия "республики" чуждое их слуху слово Крым. Правда, не сразу! Сначала они хотят писать "Республика Крым – Таврида", потом, наверное, "Таврида – Республика Крым", ну, и в конце концов, просто "Таврида".
Навести тень на плетень поручили прикормленному крымской "властью" так называемому главе "национально-культурной автономии греков" и по совместительству "депутату госсовета" в Крыму Ивану Шонусу. Дипломированный стоматолог, до оккупации Крыма редко интересовавшийся жизнью греческой общины, несколько дней назад неожиданно заявил, что именно греки привнесли цивилизацию в Крым, дали ему название Таврида и теперь это имя необходимо вернуть, чтобы "укрепить статус российского Крыма".
Укринформ обратился к историку Гульнаре Абдулаевой, чтобы дать несколько уроков идеологам "Крымнаша" и восполнить пробелы в их образовании. И может быть, до современных "крымских греков" и их коллег по "культурным автономиям", а заодно и тех, кто за ними стоят, дойдет, что Крым может быть только Крымом. Ни Тавридой, ни Таврикой, ни Таврией, ни даже Тартарией. Равной мерой касается это и других названий отдельных частей Крыма, которыми в разные времена именовали и весь полуостров – таких как Готия, Киммерия и Скифия.
О ГРЕКАХ-УРУМАХ И ГРЕКАХ-АРНАУТАХ
Сразу следует оговориться, что в современной историографии предков урумов ошибочно называют греками. Но правильнее их все же называть эллинами. Это были выходцы из Милета – города-государства, одного из крупнейших культурных центров на побережье Малой Азии (современная Турция).
По одной из версий название «урум» происходит от арабского слова «рум», означающий «римлянин, римский», а впоследствии — «византийский» (восточно-римский). С какого точно времени в Крыму появился этноним «урум», сложно сказать, однако – уже к моменту основания государства крымских татар – далеких потомков эллинов называли не иначе, как урумы.
Родным языком урумов был крымскотатарский. Именно на этом языке в христианских храмах Крыма велась служба. Об этом свидетельствовали многие путешественники, посетившие ханство. Урумы находились под защитой крымских ханов, пользовались их поддержкой и уважением.
В Крымском ханстве урумы занимали свою нишу в торговле и ремесле, владели мастерскими, садами, виноградниками, в их руках находился морской транспорт. Они платили государству джизью – подушный ежегодный налог, взимаемый с немусульман, и подчинялись юрисдикции ханства. Одним словом, они были полноправными гражданами суверенного государства Гираев.
КОГДА И КУДА ИСЧЕЗЛИ ИЗ КРЫМА УРУМЫ
После формального окончания русско-турецкой войны 1768-1774 годов и подписания знаменитого Кючук-Кайнарджийского мирного договора Россия искала малейшую зацепку, чтобы предъявить Европе, что она имеет все основания претендовать на Крымский полуостров как "освободительница и заступница православных святынь".
То, что все православные святыни Крыма изначально были частью константинопольской патриархии и к московской патриархии никакого отношения не имели и иметь не могли, Россию не смущало.
Политики Петербурга хорошо понимали, что если они начнут открыто претендовать на христианские реликвии потомков эллинов, возникнет конфликт. А его следовало по возможности избежать. Поэтому, чтобы без скандала присвоить себе наследие урумов, они решили, что сначала нужно лишить Крым части его народа – крымских христиан, а потом заявить о претензиях московской патриархии на христианские реликвии.
Именно поэтому в 1777 году российским правительством была проведена варварская акция по депортации из Крыма всех христиан, большинство из которых составляли урумы. Большую роль в этой операции сыграл крымский православный архиепископ Игнатий Гозадини (Гозадинос). Весной 1780 года на территории современной Украины урумы основали 22 населенных пункта с крымскими названиями, в числе которых – город Мариуполь. Название было не случайным. В пригороде Бахчисарая у главной святыни урумов – Свято-Успенского монастыря – было крупное поселение крымских христиан Майрум. Причем выходцы из крымских городов и сел селились отдельно друг от друга, образуя кварталы в поселеньях, которым давали названия родных сел. Так, в Приазовье появились свои Ялта, Урзуф, Старый Крым, Карань, Ласпи, Мангуш, Сартана. В них возводились храмы, одноименные с оставшимися в Крыму.
КТО ЗАНЯЛ В КРЫМУ МЕСТО УРУМОВ
В 1777-1778 годах, как только с полуострова были высланы урумы-эллины, в Крым с Греческого архипелага по распоряжению Потемкина были переселены другие греки – так называемые арнауты, представлявшую иную, новогреческую культуру и язык. Это было сделано не случайно.
Во-первых, греки-арнауты были агрессивно настроены по отношению к мусульманам. Из их числа формировался греческий батальон, перед которым была поставлена задача усмирять южнобережных татар.
Во-вторых, заселив полуостров казалось бы теми же греками, но подвластными империи, Россия тем самым совершила подмену или, как говорят сегодня, "замещение населения". Так с филигранной точностью российская пропаганда смогла убедить всех, что сегодняшние потомки арнаутов и есть потомками тех древних эллинов, которые в III веке основали в Крыму свои колонии. Тем не менее, факт остается фактом: нынешние крымские греки – обычные колонисты конца XVIII века, ничего общего не имеющие с теми урумами, которые были частью коренного народа Крыма и которые сегодня продолжают жить в современной Донецкой области Украины.
ПОЧЕМУ ДРЕВНИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ПАМЯТНИКИ КРЫМА – НАСЛЕДИЕ КРЫМСКИХ ТАТАР
Почти все христианские святыни Крыма, возникшие на полуострове до 1783 года, являются наследием коренного народа полуострова – крымских татар. К сожалению, сегодня в это уже трудно поверить и принять как факт. Гораздо правдоподобнее звучит миф, создаваемый долгие годы идеологами Кремля, для которого христианский фактор в Крыму стал важной составной в доказательстве, чей Крым. "Ученые" от власти делали все, чтобы стереть правду даже с исторических артефактов и привнести ложь даже в древние письмена. Для того, чтобы претендовать на Крым, российские историки с легкостью связали крымских христиан со славянами, а славян с русскими. Не заботясь о нравственных ценностях, они присваивали себе чужую культуру – для того, чтобы доказать причастность русских к вожделенной крымской земле.
Но теперь к великим фальсификаторам России присоединились и те, кто называют себя "крымскими греками" и наследниками эллинской эпохи в Крыму.
СКОЛЬКО ЕЩЕ НАЗВАНИЙ МОГЛО БЫ БЫТЬ У КРЫМА?
Крым не может называться ни Тавридой, ни Таврикой, ни Таврией. Во-первых, этноним «Таврида» идет от населявших южнобережный Крым древних тавров, а не от греков, и кстати – не от киммерийцев, скифов, готов, гуннов, хазар, печенегов и половцев, некогда населявших полуостров. Во-вторых, Таврида – это не самоназвание, а имя, которое для удобства написания дали древние историки горной и предгорной части Крыма. С таким же успехом можно сегодня переименовать Крым в Татарию или Тартарию – такие этнонимы можно сегодня видеть на средневековых европейских картах, обозначающих Крым. Достоверно известно, что самоназвание полуострова пошло от первой столицы полуострова – города Къырым. Этимология этого названия до конца еще не исследована. Но некоторые историки склоняются к тому, что Къырым означает крепость, по другой версии "къыр" – окоп, ров.
ПОЧЕМУ КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ ДАЛИ НАЗВАНИЕ ПОЛУОСТРОВУ?
В XV веке крымские татары создали в Крыму Крымское ханство.
Крымские татары – единственный народ, который исторически сформировался в Крыму и имел здесь свою государственность. В этногенезе крымских татар приняли участие все основные этносы, населявшие полуостров с древних времен – тавры, скифы, сарматы, аланы, булгары, греки, крымские готы, хазары, печенеги, половци и другие. Этот народ, в отличие от армян, болгар, греков и немцев, осевших в современном Крыму, нигде в мире не имеет своих метрополий. Самоназвание кырымлы, или как их сейчас называют – крымские татары, имеет один корень с названием своей земли, и поэтому попытка оставить Крым без его имени – никчемная надежда России на миф об "исконно русской Тавриде". Есть еще два народа, исторически сформировавшихся в Крыму – это караимы и крымчаки, разговаривающие на крымскотатарском языке, но исповедующие иудаизм. Они жили под юрисдикцией Крымского ханства и никогда не имели своего государства.
Зера Аширова, Укринформ