Перед началом допремьерного показа широко разрекламированного фильма «Майдан» в холле установилась атмосфера возвышенного ожидания: было шумно и почти торжественно. Специально приглашённая публика была с самого начала расслаблена фуршетно-халявным коньяком и вином, а, стало быть, и практически подготовлена к погружению в двухчасовую кинованну.
Но плескаться до конца сеанса в не совсем понятном содержимом, пусть даже и имевшем ароматные добавки «номинанта» всяких-там-кинофестивалей, захотели далеко не все. Их понять можно: для многих людей, прочувствовавших на собственной шкуре Майдан, киноизделие под аналогичной торговой маркой на поверку оказалось жалкой поделкой -хоть с одной, хоть с двумя буквами «д».
120-минутную пытку очень своеобразным авторским вИдением событий, происходивших на главной площади Украины, автор этих строк выдержал только по одной причине: хотел узнать - в чём же «фишка» этой кинушки, в глубине души надеясь, что оная «фишка» появится хотя бы в самом конце. Увы...
Анализировать и излагать своё субъективное мнение после просмотра совершенно не хочется только по одной причине: дабы не делать этому кинопродукту дополнительную рекламу, которой он совершенно не достоин. По этой же причине не вижу смысла в упоминании и фамилии «творца» сего киноопуса, с него и так хватит незаслуженного пиара.
Опустошение - вот одно слово, наиболее полно передающее мои личные ощущения после выхода из кинозала.
И ещё: для человека, проварившегося в котле Майдана с первого до последнего дня, просмотр этого киноизделия наводит на крамольную мысль, что это снято не для ознакомления иностранного зрителя с феноменом Майдана, а для его дискредитации.
«Майдан» - фильм для Путина, но никак не для Украины и для украинцев. Опираясь на такой продукт, Кремлю проще объяснить миру, в том числе и «русскому миру», что Майдан - это стихийная акция бузотёров и маргиналов, поднявших грязную руку на законную украинскую власть.
Затянутые по хронометражу кадры, снятые по методу акына - что вижу, то и показываю, кто-то может объяснить авторским подходом, мол, такой вот подход киногения. Но на поверку более логичным представляется обыкновенное желание ремесленника, оседлавшего конъюнктурную волну, прославить своё имя и заработать на Майдане. И всё!
Человек приехал в Украину из другой страны, чего-то периодически снимал, а потом сделал гениальное открытие: а почему бы всё отснятое не слепить в один фильм и не оттарабанить его на фестиваль в Канны?!
Когда необходимое финансирование в размере скольких-то-десятков-тысяч-евро было найдено в Голландии, всё остальное было уже делом техники. Именно техники, а не творческой работы над материалом.
В результате имеем, что имеем: название «Майдан» уже забрендированно, и эта любительская работа довольно низкого уровня, благодаря умелым продюсерским действиям активно закупается зарубежными странами.
Что иностранный зритель поймёт при просмотре этой кинотягомотины, претендующей на документальность, сказать трудно.
Но перед авторским коллективом, похоже, такая задача и не стоит. Фильм закуплен, сборы будут, «творцы» его будут ездить по странам и континентам, рассказывая о своём «авторском вИдении» событий на Майдане. А потом, наверняка, ещё и телеканалы его прикупят.
Для тех же, кто ещё не купился на рекламу, можно посоветовать: посмотрите полутораминутный трейлер к «Майдану» - и не тратьте более свое драгоценное время, особенно, если для вас время - деньги.
Сергей Цигипа