Так иногда называют полуостров Горький Кут на побережье Черного моря, а также расположенное здесь курортное село ХорлыЕсть на Херсонщине на побережье Черного моря полуостров Горький Кут, который иногда называют маленьким Крымом.
Говорят, впервые увидев остров (именно так, полуостровом он стал позже), то ли кочевники, то ли моряки были так поражены сплошным ковром степной полыни, что они назвали его «снежный» - «хар». Мол, отсюда и нынешнее название села, расположенного на полуострове, - Хорлы. Но есть и другая версия - в тюркских языках есть слово «хорол» – палатка, лагерь, жилье.
Сейчас на полуострове проживает около шести сотен человек, есть несколько туристических комплексов, порт, у которого хорошее прошлое, однако непонятные перспективы, необычные источники (одно может побороться за составом воды с известной Нафтусей), лечебные грязи (здесь в прошлом веке была так называемая царская больница, где оздоравливалась тогдашняя элита) и великолепные пейзажи – наподобие тех, что мы видим во французских фильмах – где с высоких берегов (высота местами достигает 7 метров) можно смотреть на прекрасное море и хороший пляж.
А еще есть интересная и трагическая история о женщине, которую называли хозяйкой южных степей, бизнес-леди, которая смогла создать собственную империю – Софии Богдановне Фальц-Фейн. И есть желание людей быть благодарными и сохранить память о ней.

Как пишут исследователи, ее имя в советское время замалчивалось или искажалось - образ жестокой помещицы даже создал в своей книге «Таврия» Олесь Гончар. Но именно она и была тем человеком, который в конце ХІХ — начале ХХ века превратил остров в полуостров: построила порт, инфраструктуру, здесь проживало в то время тысячи две человек, открыла гимназические трехлетние курсы для местных детей, самых способных отправляла на учебу дальше. Здесь был кинотеатр, монетный двор, метеостанция, устричный завод (София Богдановна имела собственную торговую марку – «Золотая рыбка на велосипеде»). Она объединила вся поместья семьи телеграфом.

О любовном треугольнике – братья Эдуард и Густав Фальц-Фейны и София Кнауф - можно снимать сериал. Оба брата приехали в тогдашний Екатеринослав (ныне Днипро) – искать старшему, Эдуарду, невесту. Этот город тогда считался столицей немецких колонистов на юге Российской империи, и немцы-колонисты старались находить себе жен среди своих именно здесь. Эдуард был перспективным женихом - наследником поместий Преображенка и Аскания-Нова, поголовья породистых овец и конного завода.

После 14 лет совместной жизни София едет в Вену - к Густаву, влюбленные путешествуют по Европе. А законный муж, как пишут, махнул на это рукой. Неожиданно в 1883 году Эдуард умирает. В завещании он доверил заботу о жене и детях Густаву. Впоследствии Густав и София поженились и прожили, как пишут, 7 счастливых лет. Однако в 1890 году уходит из жизни и Густав. София в 55 лет - дважды вдова, она получает огромное наследство и становится главой семьи. И вступает в бизнес-игру.

Основным грузом в порту было зерно, рассказывает местная жительница, библиотекарь Евгения Юдина. Именно она изучает прошлое села, собирает экспонаты, которые, как мечтают здесь, должны стать основой экспозиции будущего музея. Говорят, нашли даже письменный стол основательницы порта, есть уникальные фото того времени.

Нас пропускают на территорию порта. Здесь еще сохранилась старая брусчатка, стоят составы тех времен, где держали зерно, которое затем отправляли на экспорт. Ими пользовались и в советское время.
В 1907 году из этого порта на 29 судах вывезли в Англию, Грецию, Германию, Италию, Голландию 2,2 млн пудов различных грузов. Сегодня порт выглядит заброшенным, хотя, как нам говорят, краны работают, просто выходной. В воде - металлические трубы, оставшиеся с того времени, когда здесь планировали построить причал, рассказывают местные жители.
О перспективах порта периодически упоминают СМИ, цитируя представителей власти, которые говорят о необходимости инвестиций.

Возле порта - небольшой сквер с фонтаном, который украшает фигура прекрасной купальщицы, сделанная из итальянского мрамора. Во времена Софии Фальц-Фейн здесь проходила дорога к морскому вокзалу.
Как ни странно, фигура купальщицы выстояла здесь все эти годы, с начала ХХ века, пережила революцию, войны. Правда, какие-то вандалы бросали в нее камни – отбили палец на руке, нашкрябали надписи, но она все равно очень хорошо сохранилась.

Рядом в сквере - памятник Софии Фальц-Фейн, который установил ее внук, барон Эдуард Фальц-Фейн (он погиб в ноябре 2018 года в возрасте 106 лет в Лихтенштейне).

И опять же, есть разные версии ее гибели. Говорят, местные революционеры, которые относились к старой госпоже лояльно, пошли в поход, а от них отделились двое дезертиров, которые рассчитывали найти драгоценности и золото. Она отказалась открыть им дверь и они выстрелили через нее. Так погибла эта незаурядная женщина.

Отдельная тема – здешние природные источники. Во всех них вода имеет температуру +8-10 градусов – и летом, и зимой.
Один из них – в парке, который тоже появился при Софии Фальц-Фейн. Говорят, там росли те же деревья и растения, что и в знаменитой Аскании-Новой. Однако сейчас здесь другие деревья, все заросло и заброшено. Но все же невероятно красиво: озера, родниковая вода, камыш, мостики, а за забором – море.
На территории одного из пансионатов – «Белый лебедь» есть источник с водой, которую приравнивают к Нафтусе. Эту воду надо пить осторожно.


Раньше был источник и на Устричном острове, но впоследствии он оказался посреди моря - морские течения размыли остров и он изменил свои очертания.

Побывать в Хорлах и не поклониться могиле Софии Фальц-Фейн было бы неправильно. Собственно, само кладбище расположено в очень живописном месте, на берегу моря, на высоте. Нашли место захоронения Софии Богдановны на кладбище по рассказам одной из местных жительниц. Надгробие установил ее внук. На старой части кладбища есть еще несколько могил с памятниками, остальные могилы сравняло время.
Красивые пейзажи, дикие тюльпаны – эти места созданы для фотосессий. Но вы увидите и выброшенный мусор, пусть не горы, но кучи, и это тоже, увы, реалии Хорлов. Кстати, когда ехать из Каланчака, ваш путь пройдет мимо свалки. Странное решение - разместить ее именно здесь, ведь вряд ли это будет способствовать развитию туризма в районе.

«Мы стараемся предлагать туристические маршруты с изюминкой. Вот, например, София Фальц-Фейн и ее история, связанная с Хорлами. Вместе с тем, здесь есть несколько локаций, которые позволяют за один день и отдохнуть, и узнать много интересного. Да и до Херсона недалеко – часа полтора по относительно хорошей трассе», - говорят разработчики мобильного приложения “АгооВ Херсонщина” Владимир Мальчиков и Руслан Онищенко. В их записной книжке еще много интересных и неизвестных туристам мест, стоит только встать с дивана и оторваться от телевизора.
Ирина Староселец, Укринформ
Фото Ирины Староселец и Владимира Мальчикова