Новый год для большинства – единственный праздник, когда можно позволить побаловать родных деликатесами: красной икоркой, сёмгой, мидиями и другими дорогими продуктами. Но, оказывается, даже красная рыба бывает напичкана гормонами роста и антибиотиками...
Откуда рыбка приплыла?
Какая семья не любит побаловать себя бутербродами с ломтиком деликатесной малосольной сёмги или форели! Украинцы считают этот продукт элитным. По крайней мере его можно таковым назвать хотя бы с учетом космической цены. Например, в херсонских супермаркетах готовая нарезка сёмги в упаковках по 150–200 граммов стоит порядка 40 гривен и выше. А за килограмм этой незамороженной рыбы надо отдать от 70 до 100 с лишним гривен. Стоимость форели ещё больше. Но почему такой диапазон цен?
Как удалось выяснить в одном из супермаркетов Херсона, дешевле та красная рыба, на ценнике которой значится страна-производитель – Украина. Но ведь в отече-ственных естественных водоемах лососевые не водятся. Значит, их вырастили на рыбной ферме. Это подтвердила и продавец магазина, но из какого региона её доставили, ответить затруднилась. А в пресс-службе данной сети супермаркетов, куда обратилась журналист «Субботнего выпуска», вообще почему-то сказали, что реализуемая ими сёмга только из Норвегии.
Замкнутый круг проверяющих
Кому же верить: продавцу и ценнику или администрации магазина? Если вводят в заблуждение, значит, что-то скрывают? Может, качество продукта не ахти? Впрочем, есть сомнения, что его вообще кто-то проверяет.
Звоним в Херсонскую городскую санэпидстанцию. Там сообщают, что свежую рыбу, продаваемую в супермаркетах, они на лабораторные исследования не берут. Разве что кто-то из покупателей пожалуется на её качество или разразится поголовное отравление продуктом.
По совету специалиста СЭС звоним в Херсонский Центр стандартизации и метрологии. Но и там такую рыбу не проверяют.
Оттуда нас направили в городскую больницу ветеринарной медицины, и снова – не по адресу.
Последней инстанцией, куда обратился «Субботний выпуск», стала Херсонская региональная гослаборатория ветеринарной медицины. Но и там точного ответа на вопрос, кто проверяет качество красной рыбы, не дали. Причем в начале телефонного разговора указали на предпоследнюю инстанцию из наших мытарств. То есть – круг замкнулся. Возможно, эту несчастную сёмгу где-то и проверяют, но точно не в Херсонской области.
Аптечка для лосося
Тем не менее удалось узнать следующее: откуда бы эта рыбка ни была, но выловили её не из моря или реки, а из садка – огороженной части пруда. Как показали исследования зарубежных ученых и соотечественников из Керчи – научных сотрудников Лабора-тории живых сырьевых ресурсов Мирового океана Южного научно-исследовательского института, в наших магазинах продают лосось, форель, сёмгу, пангасиуса, выращенных в искусственных условиях. А это значит, что рыбу откармливали антибиотиками, чтобы не болела, и стимуляторами роста, чтобы толстела быстрее. Также рыбе давали вещества, убивающие развитие половых признаков, потому что ей размножаться уже не нужно. А перед забоем «угостили» ещё кантаксантином – красителем, который делает её мясо красным. В есте-ственных условиях оно такой цвет приобретает, когда рыба питается крилем – морскими планктонными ракообразными. То есть лососевые из питомников становятся такими же «полезными», как бройлер...
«Рыбный скот» из зарубежья
Кстати, в Херсонской области подобных хозяйств нет, красную рыбу выращивают на Западной Украине и в Крыму. Как сообщает сайт Главного управления охраны водных биоресурсов в Киеве, в стране работают не более 5–7 крупных хозяйств по выращиванию осетра и некоторых видов лососевых. Но это нельзя назвать промышленным производством. Потому Украина импортирует до 400 тысяч тонн рыбы в год: селёдку – из России, красные породы – из Чили и Норвегии, пангасиуса – из Вьетнама, кальмара – из Южной Америки.
Во всех развитых странах Европы уже более 25 лет традиционный вылов рыбы и морепродуктов заменяют их выращиванием. А первое место в мире по разведению товарной рыбы занимает Китай. В этой стране существует система льгот для хозяйств по производству рыбы и кормов: их освобождают на 5 лет от уплаты налогов, бесплатно дают в пользование водоемы на 50 лет.
Кстати, в Украине принят Госстандарт по названиям рыб. То есть при маркировке рядом с наименованием морепродукта должно быть указано, что, например, эта рыба выращена в искусственных условиях («в умовах аквакультури»), а другая – «дикая». Однако в украинских магазинах такое обозначение вряд ли кто-то из покупателей встречал...
Мидии: безопасная экзотика
Впрочем, херсонцы, разве есть что-то лучше отечественной солёненькой хамсы, запечённой кефали, жареного пиленгаса, бычка, леща или толстолобика? Наша «дикая» речная или морская рыба для здоровья наиболее безопасна и полезна.
Кстати, ничего плохого ученые не говорят и о выращиваемых в Крыму рапанах и мидиях. Мидия – не рыба, которую нужно кормить специальным комбикормом для достижения товарного веса. Нет необходимости покупать и выращивать малька. Фактически мидию «намывает» море. Потенциал Крымского полуострова позволяет на базе специализированных хозяйств производить ежегодно не менее 10–15 тысяч тонн мидий и других моллюсков.
Алена ГРЕБЕНЮК, "Гривна. Субботний Выпуск"