По темпам распространения туберкулеза Херсонщина на протяжении последних лет остается национальным «лидером». Но преодолеть этот страшный недуг становится тяжелее, так как в скором времени обнаруживать и лечить его будет некому, пишет "Голос Украины".
После того как туберкулез здесь перешел в наступление, больницы в каждом районе Таврии оборудовали флюорографической аппаратурой (в том числе и передвижными установками), открыли современные фтизиатрические кабинеты. Но желающих обслуживать технику и общаться с потенциальными носителями болезни, подвергая опасности собственную жизнь и здоровье, становится все меньше.
— Сейчас в больницах нашей области дипломированных фтизиатров работает почти вдвое меньше, чем необходимо. К тому же, половина из них — пенсионеры, которые в любое время могут уйти на заслуженный отдых. Мы каждый год подаем в медицинские вузы заявки на направление молодых специалистов, но доезжает их совсем не столько, сколько нужно, — пессимистически настроен заместитель начальника управления здравоохранения Херсонщины Андрей Пасика. — В этом году ситуация не лучше, чем в предыдущие: с августа для зачисления в интернатуру в регион должны были прибыть 134 молодые специалиста, учившихся по целевым направлениям, тем не менее приехали только 88. 34 взяли открепления на законных основаниях, еще 12 просто отказались отрабатывать расходы государства на свое обучение без какого-либо объяснения причин.
После того как кадровый дефицит медиков в сельских районах Херсонщины достиг своего пика, и в некоторых районах осталось по одному хирургу и гинекологу, не то что фтизиатру, органы местного самоуправления опомнились и начали выделять бюджетные средства на приобретение жилья для молодых специалистов. В областном управлении здравоохранения говорят, что практически все заявки сельских районов подкреплены обязательствами предоставлять медикам крышу над головой, причем с правом приватизации. Вместе с тем в областном центре предоставления людям в белых халатах жилья совсем не гарантируют, что энтузиазма выпускникам медицинских вузов, конечно же, не придает.
— Даже с учетом введенных в этом году надбавок молодой фтизиатр, вынужденный постоянно контактировать с носителями активных форм туберкулеза, получает 2300 гривен ежемесячно. Его коллеги, которые работают в более безопасных условиях, могут надеяться только на 1800 гривен зарплаты. А из этих денег еще надо нанимать жилье — в последний раз наши сотрудники получали квартиры еще во времена СССР, и те были кооперативные, т. е. платные. Поэтому вакансий в нашем штате немало, — рассказывает заместитель главного врача областного противотуберкулезного диспансера Херсона Владимир Тимошенко.
Арифметика выживания для херсонских медиков, независимо от их специализации, проста и неутешительна. При среднем заработке около полторы тысячи гривен тысячу необходимо отдать за аренду самой скромной однокомнатной квартиры. А за оставшиеся деньги невозможно себя, не то что семью с детьми, прокормить. Вот и остаются молодые врачи работать не там, где в них больше всего требуются, а ближе к обеспеченным жильем родителям. Ведь им тоже хочется жить в комфорте, а не вести полуголодное существование без каких-либо перспектив.