33-летняя Нонна Андриященко из села Казачьи Лагеря на Херсонщине, которая почти не ходит и не разговаривает, 20 июля родила сына.
— О беременности мы узнали очень поздно — на пятом месяце, — рассказывает муж 41-летний Андрей. Работает старшим охранником на заводе по переработке фруктов и овощей. — Нонна как раз проходила в Харькове курс лечения. Врач на смотре заметила, что у нее увеличился живот. Повезли на УЗИ, там все и выяснилось. До того дома ее время от времени тошнило, но тесты из-за болезни ничего не показывали. Когда узнал о беременности, испугался, что будет с женой. Врач объяснила, что опасно как рожать, так и прерывать беременность. Сделали проверку — ребенок нормально развивается. Решили рожать.
Вес младенца — 2,85 кг, рост — 50 см.
— Сына назвали Богдан. Врач сказала, что имя подходящее, потому что он нам Богом дан. Нонне во время беременности стало лучше. Она начала больше двигаться.
Херсонские врачи отказались принимать роды у Нонны Андриященко из-за болезни. То же сказали и в Киеве. Она рожала под наблюдением специалистов Харьковского городского перинатального центра.
Сестра роженицы 37-летняя Марина Зубченко работает фельдшером-лаборантом в херсонской детской областной больнице:
— После рождения второго ребенка Нонна начала жаловаться на слабость в ногах. Два года назад она проснулась и не смогла подняться с кровати — ног не чувствовала. Говорила с трудом, слова тянула. В херсонской областной больнице ей сразу поставили рассеянный склероз, потом остеохондроз. Лечились в домашних условиях, но ей становилось хуже. Сестра все больше лежала, все хуже говорила, не могла обходиться без помощи. Диагноз меняли раза четыре. Тогда я пришла к заведующему областной больницы, начала требовать направление в харьковский Институт неврологии. Мне подсказали, что это единственное место, где могут помочь. Уже в направлении, как ни странно, поставили правильный диагноз — боковой амиотрофический склероз или БАС. Два года она лечилась в Харькове.
Беременность определили на 20-й неделе.
— Четыре недели мы наблюдали за ней, потом она поехала домой, — рассказывает Ольга Егоркина, старший научный сотрудник харьковского Института неврологии, психиатрии и наркологии. — Вернулась на 27-й неделе. Через три недели мы перевели ее в перинатальный центр. На 37-й неделе она родила.
— Человек, больной БАС, находится при полном сознании, но постепенно перестает ходить, у него атрофируются мышцы и нервы. Нарушается дыхательная и жевательная функции — трудно глотать еду и говорить. Раньше этой болезнью болели люди, которые достигли 45-50 лет. С этой болезнью живут максимум пять лет. Сейчас появились новые препараты, которые продлевают жизнь.
Рождение здорового ребенка у женщины с диагнозом БАС — случай уникальный для Украины. У некоторых пациенток, которые болели БАС и рожали, болезнь замедлилась. Некоторые после родов умирали. Мы советовали беременность не прерывать. Во-первых, эта болезнь не передается наследственным путем, и был шанс родить здорового ребенка, во-вторых, была надежда замедлить болезнь. Родов мы боялись. В случае чего вся ответственность легла бы на нас. Решением консилиума городского перинатального центра позволили естественные роды, без кесаревого сечения. Физическое состояние Нонны и жизненная емкость легких это допускало. К тому же, неизвестно, как бы она перенесла наркоз.
Лечение обходится семье Нонны в $1 тыс. на месяц. 8 тыс. грн собрали харьковчане. Они также подарили новорожденному Богдану золотую ладанку. Община Марфо-Мариинской обители Москвы, которая помогает больным БАС, собрало $4 тыс. На них купили прибор, с помощью которого Нонна дышит. 3 августа машина скорой помощи херсонской облбольницы перевезла ее из Харькова в Херсон за 9 часов. Сейчас мать с младенцем дома.
У супругов Андриященко есть дети — 4-летний Андрей и 14-летняя Елена.
— Нонна с мужем живут отдельно от нас, но сейчас мы все здесь — и я, и сват, и сваха, — говорит мать Нонны 58-летняя Наталия Толда. — Она не может обходиться без помощи. Немного ходит — мы ее водим, немного разговаривает. Дети тоже помогают — Елена младенца и помоет, и перепеленает.
Ростислав МИСЮКЕВИЧ, "Газета по-украински"