Жительница Херсона Валентина Васильевна Сурменко не только отыскала своего сына в плену ДНР, но и добилась его освобождения.
Уроженец с. Рубановка Великолепетихского района, 24-летний Николай Сурменко в зоне АТО оказался с первых дней конфликта. Еще в мирное время парень пошел в Вооруженные Силы контрактником - выпускник ПТУ по рабочей специальности, по правде, с детства мечтал о мужественной профессии.
И мечта сбылась. Николай служил на Днепропетровщине. В апреле 2014-го 93 отдельную механизированную бригаду перевели на восток. А уже в конце июля несколько ее военных попали в плен донецких боевиков, в частности, Николай Сурменко.
До этого момента он постоянно держал контакт с матерью: «У нас уже хорошо, скоро вернусь домой!» Но в тот день, вместо уже привычных слов в трубке, Валентина Васильевна услышала другое: «ВальВася, мы попали в плен, выручай...» Голос оборвался. Она знала - это был ее ребенок: ВальВася, так изысканно ласково ее называл только сын...
На слезы времени не было. Должна была вызволять из ловушки самого родного в мире человека. Первым делом бросилась в военкомат - как же, должны же там знать, где тот, кого в армию забирали! Должны, но не знают... В военкомате - ни тебе добрым словом. И тогда мать словно осенило - стучи и тебе откроют (совсем, как в святом писании), пусть где-то не захотят тебя услышать, но ведь мир не без добрых людей...
Неумолимая мать объездила чуть ли не все армейское руководство. Простая сельская женщина даже Интернет освоила. И впоследствии вышла на волонтеров, тех, что ездят в зону АТО. На то время женщина уже не обращала внимания на деревенские сплетни о ее кровинке (мол, Сурменко Николай давно перешел на сторону сепаратистов, погиб и т.д.).
Не погиб, не сдался сепаратистам. В начале апреля бойца с Рубановки вместе с его товарищем передали на украинский блок-пост вблизи Марьинки. Героев встречали волонтеры группы «Патриот», которая принимала участие в освобождении пленных, и... она, неодолимая не перед чем и не перед кем, украинская мать, его ВальВася! Дождалась!
Измученный Николай рассказал - все 8 месяцев не видел солнца, держали в подвале. Били ли? Конечно же, без физических издевательств в плену не бывает. А еще мучили голодом: только хлеб и вода...
Нормальные домашние продукты... Освобожденный долго не мог наесться маминых пирожков. Дома, правда, Николай еще не был. Сразу с блок-поста истощенного бойца отправили в Днепропетровскую область, в военный госпиталь. Он требует длительной и стоимостной психологической реабилитации. Еще бы, такое пережить!
Своего героя даже на расстоянии поддерживают в родном селе. Люди собирают деньги на лечение земляка, устраивают благотворительные концерты, несказанно радуются, что боец жив. К сожалению, всего несколько месяцев прошло, как здесь похоронили героя Александра Стрелюка. Односельчанина, который положил жизнь за Украину, всей Рубановкой провожали на коленях...
Мать Николая Сурменко, Валентина Васильевна, теперь четко знает, зачем Бог послал ей нечеловеческие испытания. Теперь женщина помогает матерям, которые потеряли надежду найти сыновей. Без надежды нельзя. Надежда должна быть. В сердце каждого.
"Херсонцы"