Скандальной истории о том, как управление ветеринарной медицины Скадовского района Херсонщины согласовало размещение частного дельфинария прямо в санитарно-защитной зоне могильника для скота, погибшего от сибирской язвы, «Голос Украины» в прошлом году посвятил несколько своих публикаций. Но, несмотря на то, что Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба Украины признала факт нарушения закона, дельфинарий продолжает спокойно работать на том месте, будто так и надо. Зато ветеринары на курорте отмочили новый трюк — куда там иллюзионисту Дэвиду Коперфильду: приобретенное для них за государственные деньги судно непостижимым образом превратилось в кучу ржавого хлама. И теперь никто не может (или не хочет) найти виновных в этом. А это тоже сугубо наше домашнее «чудо», которое Коперфильду не по силам выкинуть.
В свое время ветеринары Скадовска получили от государства моторный катер ЯК-3818 «Чибис» для контроля состояния популяции оленей и ланей на острове Джарылгач в Черном море и отбора проб морской воды рядом с ним. Его взяли на баланс Скадовской районной государственной больницы ветеринарной медицины, но зарегистрировали, как... прогулочное судно, получив на это судовой билет СВ № 006849. Хотя организация морских прогулок в список задач больницы явно не входила. В Киеве о таком своеобразном использовании служебного транспорта никто не догадывался, пока Главному управлению ветеринарной медицины Херсонщины срочно не потребовался «Чибис» — надо было провести исследование для определения причин нескольких случаев гибели рыбы в Днепре. По его приказу в Скадовск прикомандировали кран и грузовик, которым должны были привезти моторный катер. Но когда судно, плотно закрытое черной пленкой, доставили в Херсон и отвернули «занавес», сотрудники управления онемели от удивления. Оказалось, что в курортный район отдали исправный катер, а взамен получили металлолом. Еще и неизвестного происхождения.
Столкнувшись с таким сюрпризом, управление принялось тщательно проверять, есть ли в реальности другое имущество, состоящее на балансе его подразделений в Скадовском районе. И сюрпризов сразу же стало больше: кроме катера, зафиксировали «наличие отсутствия» двигателя от трактора МТЗ-80 стоимостью 70 тысяч гривен, автомобилей «Соболь» и «Шкода Октавия» за 187,1 тысячи гривен. Таким образом, по подсчетам специалистов Главного управления ветеринарной медицины Херсонщины, бурная деятельность скадовских ветеринаров привела к ущербу государству на сумму 697,5 тысячи гривен!
Сын за отца не отвечает?
Конечно, прощать такое никто не собирался. Управление забросало прокуратуру и милицию просьбами определить виновных, привлечь их к ответственности и найти украденные машины, катер и двигатель. Но вместо восстановления справедливости и наказания виновных получили «кукиш с маслом». Первый заместитель начальника областного управления МВД Евгений Тимофеев прислал сюда письмо с коротким сообщением о закрытии уголовных производств относительно расхищения имущества «на основании пункта 2 части 1 статьи 284 Уголовного процессуального кодекса». Переведя с милицейско-бюрократического языка на простой человеческий, это означает, что в исчезновении государственного имущества почти на миллион гривен скадовские и херсонские правоохранители... не нашли состава преступления. Это на какую же сумму надо украсть у государства ценностей, чтобы за это наказали — на миллион или на миллиард?
— По поводу исчезновения транспорта, приобретенного на бюджетные деньги, мы побывали на личном приеме и у тогдашнего руководителя УМВД Херсонщины Валерия Литвина, и у начальника Скадовского райотдела милиции Дмитрия Ткаченко. Валерий Литвин пообещал «разобраться», а Дмитрий Ткаченко вообще чуть ли не в грудь себя бил, рассказывая, что «приложит все усилия для раскрытия преступлений». Вот и дораскрывались: виновных искать перестали, государственным имуществом кто-то пользуется в личных целях, а из тех, кто «спустил дело на тормозах», никого не наказали. Валерия Литвина перевели на повышение в аппарат МВД Украины, Дмитрий Ткаченко остался на своей должности. Понимаю, что в расследовании все «замыкается» на следователе. А по странному стечению обстоятельств, следователем в Скадовском РО УМВД в то время работал сын того сотрудника райуправления ветмедицины, которого коллеги считают причастным к расхищению имущества, — комментирует начальник организационного отдела Главного управления ветеринарной медицины в Херсонской области Алла Якимова. — Потом из управления уволился его отец, а сын написал рапорт об увольнении из милиции. И наказывать, получается, уже некого.
«Семейный подряд» на курорте
При таких масштабах расхищения в условиях полной безнаказанности даже странно, что от государственной ветеринарной медицины в Скадовске вообще что-то сохранилось. Хотя объективности ради надо отметить: попытки «загрести» и остатки ценностей все же были. Например, при районной государственной больнице ветеринарной медицины некоторые «члены трудового коллектива» создали дочернее частное предприятие с похожим спектром услуг профилактики, диагностики и лечения болезней животных и даже подобным названием — «Скадовская ветеринарная медицина». Чтобы у клиентов не было сомнения, к кому за услугами следует обращаться, в уставе предприятия с самого начала предусмотрели, что оно будет использовать имущество «районной больницы государственной ветеринарной медицины, предоставленное по договору аренды». Хотя согласия на передачу государственного имущества в аренду ни один уполномоченный орган ни в Киеве, ни в Херсоне не давал.
Примечательно, что Главное управление ветеринарной медицины бомбардировало правоохранителей жалобами и обращениями не день, не два, а более полугода. И в течение этого времени милиция пальцем не пошевелила, чтобы возвратить государству нагло похищенные у него материальные ценности. И лишь окончательно потеряв надежду на любую возможность восстановления справедливости, госслужащие обратились в редакцию «Голоса Украины». На журналистов парламентского издания — последние надежды.
Цитата из письма начальника Главного управления ветеринарной медицины Херсонщины Сергея Коломийца в Государственную ветеринарную и фитосанитарную службу Украины от 14 марта 2013 года
«К передаче предъявлена лодка, только что выкрашенная серой краской, красной краской выведен регистрационный номер, нанесенный не в соответствии с установленными нормами (нарисовано пальцем. — С. Я.). Двигатель отсутствует, ржавчина по всему днищу, отсутствуют боковые окна, навес, рулевая группа, прочее. Вместе с тем, согласно предоставленным документам, данная «куча металлолома» 11.05.2010 зарегистрирована как прогулочное судно, а не служебное. Из объяснений охранников Скадовской больницы, мотокатер «Чибис», находящийся на балансе больницы, в выходной день вывезен из территории..., а на его место доставлено транспортное средство неизвестного происхождения, которое и предъявлено для передачи в региональную лабораторию. Во время проверки также установлено, что Скадовской больницей в апреле 2010 года осуществлены расходы для приобретения материальных ценностей, использованных для ремонта сидений в мотокатере. В предъявленном для передачи транспортном средстве — лодке, сидения вообще отсутствуют».
Цитата из письма начальника Главного управления ветеринарной медицины в Херсонской области Сергея Коломийца в УБОП Херсонщины от 22 июля 2013 года № 15-5-14
«Директором указанного предприятия за все время, с момента его создания, была Шахрай Лидия Николаевна, занимавшая одновременно должность старшего кассира лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы Скадовской районной государственной больницы ветеринарной медицины на рынке города Скадовска и являющейся сестрой жены начальника (теперь уже бывшего. — С. Я.) управления ветеринарной медицины в Скадовском районе Запорожец Татьяны Николаевны. Та, в свою очередь, занимает должность заведующей аптекой Скадовской районной государственной больницы ветеринарной медицины и является материально ответственным лицом, с которым заключен соответствующий договор. В нарушение статьи 115 ГКУ и Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» договор аренды относительно государственного имущества с районной больницей не заключался. Таким образом, использование государственного имущества, которое находится на балансе Скадовской государственной больницы ветеринарной медицины, коммерческим предприятием для получения прибыли осуществлялось незаконно, арендная плата в государственный бюджет не перечислялась. Чем причинен ущерб государству на сумму фактически неуплаченной арендной платы на период с 2003 года по настоящее время в размере более 500 тысяч гривен».
"Голос Украины"