Сегодня, 6 февраля, в Одесский аэропорт из Стамбула приземлился самолет с членами экипажа земснаряда «Kinburnskiy». Авиаперелет «Стамбул - Одесса» оплатила благотворительная организация «Фонд помощи морякам «Ассоль».
Девять месяцев шестеро моряков оставались брошенными работодателем на произвол судьбы на рейде у берегов Турции. И только благодаря усилиям благотворительной организации «Фонд помощи морякам «Ассоль» Артур Акулов, Алексей Бублик, Елена Середюк и Александр Джешнер вернулись домой.
Как сообщает наш корреспондент, сойдя по трапу, измученные моряки смущенно улыбались фотокамерам, но обнять родных они не смогли: встречать членов экипажа в аэропорт никто из родственников не приехал.
- Чтобы заработать, люди бросили дом и семью, - рассказывает исполнительный директор благотворительной организации «Фонд помощи морякам «Ассоль» Наталья Кламм, которая и встречала экипаж. – Видимо, узнав о том, что в аэропорту будут журналисты, их жены, мужья и матери постеснялись приехать с пустыми руками, а у некоторых не оказалось денег даже на проезд.
13 моряков ушли в рейс в середине прошлого года. И провели в море почти год, а обещанной работы не было - судно стояло на якоре близ Марокко и Кипра. Некогда успешное государственное предприятие постепенно превратилось в банкрота. Заказа на дноуглубительные работы «Черномортехфлоту» не поступало. Экипаж сначала перенаправили в Турцию, а затем о людях и вовсе забыли.
Все это время каждый из них выживал, как мог – без нормальной еды, питьевой воды и денег. Когда в июне второй механик с двадцатипятилетним стажем Алексей Бублик подписывал договор с компанией-судовладельцем «Черномортехфлот», он не подозревал, что обещания, озвученные ее представителями, окажутся пустыми словами. Несмотря на то, что контракт заключили на месяц, моряки оставались на борту судна в течение девяти месяцев, не представляя, как получить обещанные средства, и не имея возможности вернуться.
- Топливо закончилось. Не было ни мыла, ни порошка, ни туалетной бумаги. Сидели неделями на крупах и пили грязную бункерную воду, - вспоминает Алексей. - А из конторы с нами никто не связывался. Они даже не отвечали на звонки, делая вид, что экипажа не существует.
В последний раз судовладелец выходил на связь в октябре. Все, что он смог сообщить экипажу: «Потерпите, все будет хорошо!».
Одинокой матери из Херсона Елене Середюк работодатели задолжали около шести тысяч долларов.
- Мы пригрозили, что если не рассчитаются, сдадимся турецким властям и землечерпалку отдадим под арест, - говорит женщина. - Тогда хозяева вспомнили о своих обязательствах и выплатили зарплату…750 долларов за июнь.
По словам Натальи Кламм, как только был получен тревожный звонок от моряков, оставшихся вдалеке от дома без средств к существованию, несколько раз «Ассоль» оказывала родственникам материальную помощь, на эти деньги была закуплена еда для моряков и отправлена им в посылке.
Два месяца назад на репатриацию части экипажа «Черномортехфлот» все-таки наскреб «по-сусекам». Однако на судне оставались еще шестеро человек.
Пока заложники земснаряда были на судне, родственники получали вести одну печальнее другой. Один член экипажа заболел цингой, второй хотел свести счеты с жизнью. Под давлением Фонда помощи морякам «Ассоль» судовладелец согласился вернуть людей домой. После переговоров с «Черномортехфлотом» удалось репатриировать на родину еще четверых членов экипажа. Однако на борту остались еще двое моряков. О том, как сложится их судьба, пока ничего неизвестно.
Компенсации от государства обманутым морякам не положено. Ребята могут требовать денег исключительно от своего работодателя, а если реакции не последует – добиваться выплаты придется в судебном порядке.
В конце августа 2012 года БО «Ассоль» помогла вернуться на родину экипажам судов «Виктор Лекарев», «Тендеровская», «Хаджибеевская», «МЗ-10». Среди членов наблюдательного совета БО «Ассоль» - народные депутаты Украины Сергей Тигипко, Светлана Фабрикант. Поддержку и обеспечение трансфера моряков в аэропорт Стамбула оказал вице-консул Украины в Стамбуле Александр Кучма. Юридическую поддержку оказали юристы БО «Ассоль» Максим Кочерженко и Виктория Кондакова (юридическое агентство «Кочерженко и Партнеры»).
Источник: ИА «Одесса-медиа». Фото: Геннадий Маковецкий