Если мы оставим за кадром недостатки избирательного закона, непрозрачность финансирования самой кампании и зашкаливающий уровень демагогии и дезинформации в гонке-2012, то еще вечером 28 октября ничего, как любит говорить «Капитан Очевидность», не предвещало беды.
Шесть «экзитов», с точки зрения социологических показателей, как до, так и после «периода молчания» преподнесли разве что два сюрприза: почти наполовину больший результат «Свободы» и несколько меньший процент партии «Удар». Сомневаюсь, что кого-то обманули бравурные рулады штатных спикеров правящей партии о том, что партия власти «впервые победила на выборах».
Но давайте сначала остановимся на этом моменте.
Во-первых, в разрезе популярности и доверия среди избирателей Партия Регионов весьма далека от победы, которая заключалась бы в показателе 50% плюс один голос. Согласимся, ни один из оппонентов партии также не приблизился к этому барьеру. Но в условиях многопартийной и смешанной модели в этом нет потребности. Равно как и в условиях списочной пропорциональной модели, в случае, если в выборах участвует немало партий, которые останутся за барьером. Ведь процент неудачников перераспределяется пропорционально среди тех, кто взял планку. Но и здесь мы видим, что Партия Регионов завоевала всего 72 места из 225, а вовсе не 113.
Во-вторых, даже вместе со своими мажоритарщиками правящая партия получает фракцию лишь в 185 мест, в то время как простое большинство – это 226 мандатов.
В-третьих, большинство может быть сформировано (пусть конституционной потребности как в постоянном институте сегодня и нет) без участия регионалов, пусть и чисто умозрительно.
К примеру, это коалиция ОО + УДАР + Свобода (178+5 доизбранных=183), Единого Центра (3), Радикальной партии (1) и 39 самовыдвиженцев.
Либо фракций оппозиции (178+5=183), КПУ (32) и 11 самовыдвиженцев,
Либо фракций оппозиции, КПУ и Народной партии (2), Олега Ляшко и 7 самовыдвиженцев.
Смешно?
Но это только сейчас представляется маловероятным. А ведь мы можем не только вспомнить эклектические большинства 1998-2007 гг., но и задуматься о заявлениях Симоненко о ситуативных голосованиях, и о содержательной идентичности социально-экономических программ КПУ и «Свободы», к примеру. А амбиции Владимира Литвина? А «каунтерстрайк» устроенный Партией Регионов Балоге?
Иными словами, пресловутая «золотая акция» находится в руках КПУ и групп самовыдвиженцев. А там есть и потенциальные микрофракции Петра Порошенко, Игоря Коломойского и Игоря Еремеева. До десяти «независимых» - явные оппозиционеры.
А большинство граждан Украины, сформировав такой парламент, пусть и результат, насколько мы понимаем, на данный момент несколько искажен, – внятно сказало, что не поддерживает политику Виктора Януковича.
В-четвертых, как и в 2007 году, Партия Регионов (потеряв к 2012 году от 5 до 4% поддержки), хотя и заняла первое место – не способна сформировать большинство не только сама по себе, но и с проверенными союзниками.
Судите сами: в 2007 году в парламент прошли Партия Регионов, Компартия и Народный Блок Литвина, представлявшие Кабинет Януковича, но Соцпартия провалилась, причем провалилась «обиднее», недобрав десятых процента чем «Украина – Вперед!», которую СМИ подвергли остракизму в качестве тайного «засадного полка» синих.
Новость по теме
Регионал: «Свобода» – это не национализм, а непонятно что
Отставание в 2007 году прошедших в Раду ПР – КПУ – НБЛ от БЮТ – НУНС составило всего 1.14%, что конвертировалось в победу оппозиции 228 мандатами.
Ныне ПР претендует на 185 мандатов, а КПУ на 32, получаем 217, но не 226.
Представим, что миноритарии – министр по чрезвычайным ситуациям в Кабинете Азарова Виктор Балога и спикер, поддерживаемый нынешним «сколоченным» ПР большинством в Раде Литвин, прибавят свои пять мандатов (не забудем про трех десантников Председателя ВР в списке ПР, Зарубинского, Шарова и Ващук , и то получим лишь 222 мандата.
Соответственно, в местах, максимально широко понимаемое «Правительство» проиграло широко трактуемой оппозиции со счетом 49,3% на 50,6%. То есть с разрывом в 1,3%, а это больше, чем пять лет назад.
Но надежными остаются только 182 регионала (без «казачков» Литвина) и 32 коммуниста, освоивших настольную игру «Монополия», то есть 214 депутатов.
Тогда нам понадобятся еще Лев Миримский от «Союза» либо, видимо, самовыдвиженец Игорь Марков от «Родины», жестоко избиваемые, соответственно, коммунистами и регионалами во время кампании, как и «баложане» на Закарпатье.
Да и коммунисты не могли не затаить обиду на брутальность ПР в Луганской области, передачу округа Мартынюка (Маневичи, №23) олигарху Еремееву, поражения Александровской в Харькове, Бабурина в Запорожье и Царькова в Одессе.
Но и конструкция ПР + КПУ + ЕЦ + НП + Союз + Родина даст лишь 224 мест. Нужны еще кавалер Инны Б. Владимир Мельниченко (округ № 193, Каменец-Подольский)и /или Александр Герега (округ № 192, Дунаевцы).
Сложно, правда? Ненадежно.
Да и делиться с шестью игроками – «в лом».
Лучше кооптировать всех текущих 43 самовыдвиженцев, но и это даст 225, без неудобного Маркова 224.
Оставить коммунистов щелкать зубами, равно как и «миноритариев» - не получится. Кроме того, это нереально. От силы 215, да с учетом интересов Порошенко, Коломойского и Еремеева.
Пасьянс летит на пол, и даже Ляшко вряд ли поможет, коммунисты его не потерпят (шутка – шуткой, но удушение сильными руками Адама Ивановича – и новые выборы в Бахмаче просто не вариант).
Впрочем, Ляшко подает скорее про-оппозиционные сигналы.
Именно поэтому вся силовая артель ПР, круша легитимность выборов обрушилась на Первомайск, Обухов, Канев, Шевченковский район Киева, Винницу, Хуст, округа Херсонской области, и видимо, на Банковой уже жалеют о сдаче Ирпеня, округов, где выдвигались Галина Герега и Олесь Довгий.
Новость по теме
Кличко переманивает к себе мажоритарщиков Партии регионов
И без того шаткая роль ПР в потенциальном новом большинстве снижается при неизбежной потере потенциальных мандатов в спорных округах.
Смятенную позицию занял теперь и Петр Порошенко, точно уходящий в Раду и намеренный «работать на Украину»
В-пятых, долгосрочный тренд политического самоопределения «независимых» - никак не в пользу лагеря Януковича.
Ведь на общенациональном округе формальная, но воплощенная в должностях коалиция правительства ПР + КПУ с треском проиграла оппозиции ОО – УДАР - Свобода со счетом 43,18% на 49,94%.
И не забудем, что на востоке многие голосовали за КПУ как за оппозицию, а на Закарпатье оппозиционной стали считать ЕЦ, благодаря филиппикам Виктора Балоги, но пусть даже так.
Налицо вот что: морально-политическое поражение Партии Регионов, отзыв в общественной поддержке, которую получил во втором туре президентских выборов 2010 года Виктор Янукович, а его партия уже на местных выборах того же года.
А «спящие агенты» в оппозиционных партиях могут вполне передумать «просыпаться», поскольку,
а) за порогом парламента никто и никому ничего не должен,
б) «тушки» подвергнуты «гакмаребе»,
в) связывать свою судьбу с ПР, с учетом ее методов, международного осуждения и начала рецессии – может означать билет на «Титаник».
Осознание этого приходило к «регионалам» постепенно, но от этого не стало менее болезненным. Отсюда и замедление подсчета до одиозных девяти суток, а затем его остановка, и нарастающая агрессия наемников и подневольных «ментов» в критических округах.
Оттуда у донецкого парня и кипрская грусть…
К сожалению, для пресловутой стабильности, поверить в то, что результат выборов не был искажен – уже нельзя.
Во время подсчета заявления главы и заместителя главы Центральной избирательной комиссии – были откровенно скандальными, а избиения и запугивания членов комиссий, журналистов, изгнание наблюдателей – были показаны на весь мир, пропажа протоколов, «уточнения» на сайте ЦИК, несоответствие посылаемой в ЦИК информации протоколам с «мокрыми печатями» придали выборам окраску одиозности.
Чувство общенационального позора, накладываясь на рецессию, является бомбой с медленно тлеющим фитилем. Поэтому дальнейшее сопротивление изменениям в составе правительства и его курса со стороны не проигравшей, но и не выигравшей партии власти может привести к тяжелым последствиям.
Максим Михайленко, «Главком»