Результаты последних выборов на Херсонщине ознаменовали новый этап электоральной ситуации: преодолена зависимость от бело-голубого реваншизма, хотя административный ресурс еще очень силен, крестьянство возвращается к коммунистам, негативная кампания регионалов максимально объединила проукраинских избирателей и породила их желание бОльшей активности от своих политических представителей. При этом выборы превращаются в удел либо активных, либо подневольных избирателей.
Во-первых, продолжилось падение явки избирателей. Если на местных выборах 2010 года в голосовании приняло участие почти 368 тысяч избирателей, то на этих парламентских выборах 355,6 тысяч херсонцев. Это означает, что на выборы все чаще ходят либо активные граждане, либо организованные. Но и тех, и тех все меньше, тем самым выборы перестают быть всеобщими по факту.
Во-вторых, местный административный ресурс, который был задействован в нашей области на полную силу и даже демонстрировал новейшие методы сетевого маркетинга, доказал свое умение организовывать и приводить на участки «своего» избирателя. Так, при падении явки на Херсонщине Партия Регионов смогла набрать больше голосов, чем осенью 2010 года на выборах в областной совет. Тогда проголосовало по партийным спискам в областной совет 117,5 тысяч сторонников регионалов. Сейчас регионалы набрали 126 тысяч голосов.
В третьих, значительная часть наших избирателей преодолела зависимость от реваншистских лозунгов Партии Регионов. И мы можем констатировать, что страх перед так называемой «помаранчевой заразой», этот один из самых серьезных факторов, который определял голосование херсонской крестьянской Вандеи , начиная с так называемого третьего тура в 2004 году, исчез. Результат – сильнейшее сокращение сторонников Партии Регионов. В 2007 году за Партию регионов проголосовало 213,9 тысяч жителей нашей области. Сейчас – 126 тысяч. И мы снова видим уверенное возвращение активных херсонских избирателей в традиционную левую, протестную нишу. Количество голосов за КПУ с последних парламентских выборов увеличилось в 2,2 раза – с 45 тысяч до 100 тысяч. Но пока херсонцы только на пути к воссозданию своего красного пояса.
В-четвертых, негативная мобилизационная кампания Партии регионов сделала невозможное: разочаровавшие проукраинские избиратели нашей области несмотря на невнятную избирательную кампанию своих партий, все равно пришли на выборы и проголосовали. За «Батьківщину», «УДАР» и «Свободу» проголосовало 172 тысячи херсонцев. Это на десять тысяч избирателей больше, чем голосовало за все «оранжевые» партии в наиболее благоприятном для них 2006 году.
В-пятых, эти выборы зафиксировали среди проукраинских избирателей рост протестных настроений, а точнее рост ожидания большей активности от своих политических представителей. Только этим можно объяснить феноменальный рост голосующих за ВО «Свобода» среди поміркованих херсонцев: за «Свободу» с последних парламентских выборов проголосовало в двадцать (!) раз больше херсонцев (с одной тысячи до двадцати тысяч). Херсонцы хотят решительности в защите украинских ценностей.
В-шестых, кандидатов от власти в мажоритарных округах ожидало сокрушительное поражение. При активном задействовании всей мощи административного ресурса только два регионала смогли достаточно убедительно победить на Херсонщине – Херсонской городской голова Владимир Сальдо и молодой предприниматель Михаил Опанащенко. Результат третьего «победителя» регионала Николая Дмитрука сейчас с большим основанием оспаривается в суде его соперником молодым самовыдвиженцем Иваном Винником. Еще в двух округах победили два поміркованих предпринимателя – представитель УДАРа Андрей Путилов и самовыдвиженец Федор Негой. Судя по результатам выборов в мажоритарных округах, херсонцы четко отделяют «политическую» составляющую выборов («партийные» списки) от человеческой (той, которая с человеческим лицом) и хотят от своих мажоритарников меньше политики, противостояния и «реванша».
Дементий Белый, председатель Херсонского областного отделения Комитета избирателей Украины
*Вандея - Слово-символ, означающее оплот сопротивления революции со стороны консервативного крестьянства, названный так по названию департамента во Франции, жители которого организовали многолетнее сопротивление центральной революционной власти в период Великой Французской революции.