17 ноября средства массовой информации облетела «сенсация» о том, что должностные лица КПТС «Каховтеплокоммунэнерго» уличены в получении взятки. Слово «сенсация» взята в кавычки неспроста. Почему? Давайте разбираться.
«Оперативники Управления защиты экономики (УЗЭ) в Херсонской области ДЗЭ Нацполиции разоблачили двух должностных лиц коммунального предприятия тепловых сетей во взяточничестве. 500 долларов США взятки требовал инженер КП за отключения квартиры от централизованного отопления и содействию установлению автономного отопления в квартире. По его словам, часть средств он должен передать руководителю этого предприятия. Деньги от гражданина получали частями в три этапа», – сообщила пресс-служба полиции Херсонской области со ссылкой на Департамент защиты экономики.
Эта новость по сей день живо обсуждается в социальных сетях и эти дискуссии все больше приобретают политический аспект. Например, депутат облсовета П.Филипчук прямо-таки заходится от радости, обвиняя директора коммунального предприятия в недоказанном еще преступлении и распространяя недостоверную информацию. Ведь деньги были изъяты именно у инженера предприятия, в его служебном кабинете. Филипчуку вторят его «коллеги» по «Оппоблоку», бывшие члены Партии регионов, стыдливо замалчивая, что инженер предприятия – тоже их бывший однопартиец.
Но по всему видно, что эта деталь их мало смущает, поскольку преследуется более крупная цель – любыми способами дискредитировать директора предприятия, члена БПП «Солидарность», которому не предъявлено подозрение в совершении преступления и который проходит по делу как свидетель. А также – запятнать репутацию первого зама городского головы, участника АТО, члена Радикальной партии Олега Кожемякина. Как говорится, цель оправдывает средства.
А БЫЛА ЛИ ВЗЯТКА?
Для начала обратимся к закону, поскольку вопрос получения взятки регулируется статьей 368 Уголовного кодекса Украины: «Получение должностным лицом в каком бы то ни было виде взятки за выполнение или невыполнение в интересах того, кто дает взятку, либо в интересах третьего лица какого-либо действия с использованием предоставленной ему власти, либо служебного положения».
И прежде всего обращаем внимание на термин «должностное лицо». Дело в том, что должностными лицами, занимающими ответственное положение, являются лица, указанные в пункте 1 примечания к статье 364, должности которых согласно статье 25 Закона Украины «О государственной службе» отнесены к третьей, четвертой, пятой и шестой категориям, а также – судьи, прокуроры и следователи, руководители, заместители руководителей органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, их структурных подразделений и единиц.
В нашем случае инженер по эксплуатации газового оборудования никак не является должностным лицом. И уж никак не может использовать в корыстных целях ни предоставленную ему власть (он ею не обладает), ни служебное положение, потому что выдача разрешения на отключение от централизованного отопления не входит в его компетенцию (этими полномочиями наделена межведомственная комиссия при горисполкоме). Единственное, что он может, – оказывать в частном порядке услуги по подключению газового оборудования, а это уже далеко не коррупция.
Кроме того, есть любопытнейшее постановление Верховного Суда Украины, в котором вымогательство взятки исключается, если взяткодатель заинтересован в незаконном, неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, достичь удовлетворения своих незаконных интересов, получить незаконные льготы, преимущества, избежать заслуженной ответственности. Другое дело, если виновное лицо с целью получения взятки грозит совершению или не совершению действий, которые могут нанести вред правам или законным интересам того, кто дает взятку…
То есть, если мы имеем дело с действиями, которые в обиходе называются «подставой», то их инициаторы крупно просчитались. В любом случае, остается ждать завершения следственных действий и решения, которое примут компетентные (в отличие от завсегдатаев Фейсбука) органы.
ПОДЫТОЖИМ…
Не секрет, что данная ситуация возникла на благоприятной почве и имеет глубокие корни. Это стремление жителей города обеспечить себе более качественные коммунальные услуги, отказавшись от центрального отопления, для чего приходилось прилагать немало усилий, в том числе – и финансовых, чтобы добиться разрешения на «автономку». Достаточно было найти ответ на два вопроса: кому и сколько дать? Можно долго размышлять, насколько законны или незаконны намерения жителей города, страдающих от холода в своих квартирах, есть ли в них коррупционная составляющая. Но очевидным является факт: любой запрет порождает желание его обойти любыми способами, и с каждым годом все больше квартир, несмотря на существующие запреты, переходили на индивидуальное отопление. Каким образом? Нетрудно догадаться…
Поэтому городской голова Андрей Дяченко прав, когда предлагает перевести на автономное отопление жилой фонд в центре и в восточной части города. Это надо было сделать намного раньше, когда цены были ниже. Но предыдущая власть всячески этому противилась, да и в нынешнем созыве депутаты горсовета продолжают упорствовать в нежелании принять кардинальное решение, по инерции продолжая заниматься политическими интригами.
"Каховские новости"