В последний день июля стало известно, что Украина снова оказалась на грани… То, о чем в украинском правительстве предпочитали не говорить на протяжении последних нескольких месяцев, снова будоражит жителей Украины и Херсона.
В чем секрет «таинственности» правительства, и как все это повлияет на нашу жизнь, мы говорим с нашим постоянным экспертом,кандидатом экономических наук, руководителем фракции партии «Наш край» в Херсонском городском совете Владимиром САЛЬДО.
КОР. Владимир Васильевич, на что указывает ситуация которая сложилась сегодня в экономике страны?
В.С. На проблемы, о которых в правительстве предпочитают не говорить вслух.
КОР. Случайно или нет, но с момента смены Кабмина общая тенденция критики в адрес правительства резко сократилась. Что это: стали работать лучше, или в дело вмешалась чистая политика?
В.С. Конечно, политика, причем, информационная. Вопросов к правительству не меньше. Просто в СМИ предпочитают об этом говорить не так много, как перед его сменой.
Информационные ресурсы в Украине имеют определенную политическую «заангажированность». Сейчас они, как бы случайно, резко сняли критический накал. Если Вы обратили внимание, в отличие от своего предшественника, Владимир Борисович (Гройсман – ред.) не так часто и нарочито появляется на экранах телевизоров. А, если появляется, по-деловому, без менторства. Он – представитель пропрезидентской партии, поэтому со сменой премьера снята острота политического противостояния между Президентом и Премьером. И это - положительный момент.
Кабмин сейчас, условно, выведен из политической игры и номинально занимается тем, чем и должен заниматься - повседневными делами государства. Это хорошо. Другое дело, как работает правительство, какие за 100 дней работы появились плюсы, какие минусы – вся информация уже ушла в тень.
КОР. Кажется, Гройсман - первый Премьер в современной истории Украины, который вообще старается не привлекать к себе внимания. Даже так называемые «100 дней у власти» прошли, как бы, незаметно и тихо: ни отчетов, ни реляций, ни оценок.
В.С. Ну, особенно гордиться нечем. Если бы что-то удалось сделать необыкновенное, без сомнения, об этом бы много говорили. А так… Ну, прошли «100 дней». Думаю, «дату» «отметили» тишиной не случайно. О победах говорить не приходится, а проблем не стало меньше. Они только заострились.
КОР. Имеете в виду очередной отказ МВФ выделять кредитный транш?
В.С. Не только. Проблем много, и их держат подальше от глаз людских, по-прежнему, переводя внимание на военные угрозы.
В снятии остроты противостояния между Президентом и Премьером – очень тонкая нить. Яценюк был политическим игроком, в задачу которого входила реклама себя и своей политической силы. Если между Яценюком и Порошенко был почти неприкрытый политический конфликт, у Гройсмана таких проблем нет. Он – ставленник Президента.
КОР. Надолго?
В.С. Все зависит от его политических амбиций и того, пересекутся ли они с интересами Президента.
КОР. Такое может быть?
В.С. Все может быть, тем более, в нашей стране.
Состав Кабмина сильно изменился, все ключевые министерства возглавляют «правильные» люди, или те, кто относится к Президенту лояльно. Поэтому «точка кипения» перенеслась на Верховную Раду.
Раньше политические «стычки» были с премьером. Сейчас колода перетасовалась, и парламентом руководит народнофронтовиц. При этом противостояние внутри «партий власти» растет. Часть из них для сохранения политического реноме объявили себя оппозицией. Но их представители при этом остаются на многих руководящих постах в парламенте. Посмотрите. Разве, побив горшки с «большинством», поменялись руководители Комитетов Верховной Рады? Сергей Власенко – правая рука Тимошенко, продолжает руководить Комитетом по региональной политике и местному самоуправлению. Другой давний соратник Юлии Владимировны – Андрей Кожемякин – глава Комитета по правоохранительной деятельности. Замглавы агарного Комитета – тоже из «Батькивщины», как и Иван Кириленко – он заместитель руководителя Комитета по образованию, Александра Кужель – по предпринимательству.
Радикалы возглавляют Комитеты по строительству, по промышленности и предпринимательству, по финансовой политике и банковской деятельности. В Комитетах по экологии, по евроинтеграции, по иностранным делам, по здравоохранению, в Регламентном, семьи, молодежи и спорта, по вопросам ветеранов представители «Радикальной партии» – заместители руководителей.
«При делах» и «Самопомощь». Один руководит Комитетом по борьбе с коррупцией, второй – по информатизации и связи. Члены этой партии – заместители глав Комитетов по строительству и ЖКХ, образованию, культуре, налоговой политике, свободе слова. Скандально небезизвестный Семен Семенченко – первый замруководителя Комитета по нацбезопасности.
Это не просто должности. Это сферы влияния. И они при такой кадровой расстановке распределены по ключевым направлениям жизни в стране.
Все перечисленные партии - власть. Поэтому очень смешно смотреть, когда с экранов телевизоров звучат громкие заявления их представителей, что они чему-то противостоят или чего-то не могут добиться. И, тем более, когда они называют себя оппозицией.
КОР. А Вам не кажется, что ситуация в парламенте смоделирована искусственно? Она удачно уводит внимание от экономики и Кабмина?
В.С. Не думаю, что ситуация полностью смоделирована. Но исключать, что она не подогревается изнутри и в нужный момент ее не используют в качестве «ружья на стене», чтобы отвлечь внимание от более насущного, я бы не стал.
Думаю, ответ мы увидим в сентябре, когда летняя тишина закончится. Если все будет продолжаться, как сейчас, можно будет говорить, что хорошо разыгран спектакль, основная задача которого - отвлечь внимание от Кабмина и трудностей с МВФ.
КОР. Вы имеете в виду возможный дефолт? О нем стали не очень громко говорить в июне, когда МВФ мягко ушел от прямого ответа по траншу. Более громко заговорили в июле, когда стало понятно, что надежды нет…
В.С. С МВФ проблема существует, и она очень серьезная. Уже сегодня понятно, что в сентябре «отгремит» неприятная годовщина – год как МВФ заморозил отношения с Украиной.
Вспомните, в минувшем сентябре нам это преподнесли как провал Яценюка. К теме вернулись в декабре - и снова «удар» по Яценюку. Эту же карту разыграли весной. Что же сегодня?
Если бы все дело было в Яценюке, по логике, уже 3 месяца как Украина должна бы получить транш. «А воз и ныне там»… Больше того, сегодня известно, что Совет директоров МВФ не просто ушел на летние каникулы (это три недели). Украинского вопроса нет в его предварительной повестке дня на сентябрь. Это ярко подтверждает: оптимизм, с которым «на люди» то и дело появляется кто-то из Администрации Президента, безоснователен.
В этом вопросе следует понимать, что отношения Украина – МВФ будут тормозиться до того момента, пока в США не пройдут выборы Президента. Дальнейшее развитие отношений зависит от победителя этих гонок: Клинтон или Трамп.
КОР. Вы хотите сказать, что «внегосударственная» структура, какой себя называет МВФ, все же, зависит от политики?
В.С. Было бы очень наивно верить, что Фонд, который имеет в своих активах сотни миллиардов долларов, находится полностью вне политики. Конечно, официально структура не зависит от государства. А на деле? Есть «связи», «объекты влияния», политические и экономические рычаги, которые влияют на эту организацию.
Выборы Президента США в этом году знаковые. Их результат повлияет на геополитический расклад сил на всем Земном шаре. Америке предлагают два противоположных пути дальнейшего движения.
На то, что происходит в политической плоскости в Штатах, реагирует не только народ, но и экономика. Обратите внимание, во втором квартале произошло замедление роста ВВП Америки с ожидаемых 2,6%, до 1,2%. Все, как бы, замирает в ожидании, замедляется, чтобы понять, как быть дальше.
Думаю, что Украине до выборов в Америке не следует ждать прогресса в отношениях с МВФ.
КОР. Скорее всего, с этим связано удешевление доллара?
В.С. Конечно. Аналитики рынка посчитали, что снижение составит до 5% на внутреннем рынке Штатов.
КОР. Это говорит о том, что и у гривны будут проблемы?
В.С. Они уже есть. На курс гривны влияют все факторы, в т.ч., и падение стоимости доллара в Америке. Вот только если там прогнозируют максимальное падение до 5%, в Украине следует быть готовыми к колебаниям курса в значительно больших объемах. Думаю, до 15%.
КОР. В связи с чем?
В.С. Наши «перестрахуются», «накрутят про запас», на всякий случай. Никто не только не хочет терять. На этом попытаются заработать. К сожалению, в Украине не умеют работать с рынком «лояльно». Нужно понимать, когда следует дать «послабление», а когда отказываться от прибыли вообще. Бывают моменты, когда приходится работать в минус, перекрывать сегодняшние убытки за счет минувших сверхприбылей. Но это не к «нашим», у нас законы экономики «трущебные» - сегодня, сейчас, все и сразу. О перспективах никто не думает.
КОР. Что касается дефлота. Это страшилка или то, к чему мы реально идем?
В.С. Это то, что происходит с нашей экономикой и о чем не говорят пока. Уже больше года Украина имеет отрицательное внешнеторговое сальдо.
КОР. Что это значит?
В.С. Что импорт превышает экспорт. Как Вы понимаете, выплачивать внешние долги можно, исключительно, валютой, а именно ее в стране катастрофически не хватает. Единственным источником, который сейчас наполняет бюджет валютой, оказались «заробитчане», люди, работающие вне пределов Украины. Они и ввозят валюту, которую продают на внутреннем рынке.
КОР. Именно с этим связаны все непонятные действия регулятора?
В.С. Да. Уже с весны Нацбанк лавирует между тем, чтобы не дать возможности вымывать валюту из государства, и, при этом, создать условия для приезжающих из-за рубежа продать, подчас, незаконную валюту так, чтобы она осталась внутри страны. Это не всегда получается. Тут снова сталкиваются личные интересы отдельных олигархов и интересы государства. НБУ приходится выбирать, что ставить на первое место: частный интерес или государственный.
Второй источник поступления валюты - «банки». Не финансовые учреждения, а стеклянные банки, а также «кубышки», «матрацы» и т.п. места, где люди хранят неприкосновенный запас.
Недавно один из знакомых банкиров рассказал интересный случай. В кассе пытались обменять доллары. Банкноты показалась кассиру странными, она заподозрила подделку. Объем был значительный. Делая вид, что внимательно пересчитывает и проверяет купюры, кассир нажала на тревожную кнопку. Прибыл наряд… Задержание… Изъятие… Экспертиза подтвердила – банкноты подлинные, выпущенные в оборот более 25 лет назад, из которых последние лет 10 они были не в непосредственном обращении, а хранились в специфических условиях. Деньги были закатаны в стеклянную банку. Без прямого доступа воздуха банкнота стала понемногу менять структуру, что и привлекло внимание кассира. Вот такая история. Это говорит о том, что люди стали доставать сбережения, приготовленные на «черный день».
КОР. Вы упомянули о государственном долге. Он большой?
В.С. Только с начала лета госдолг увеличился на 3%. Суммарный долг составляет более $67 млрд.
КОР. Кому и сколько мы «должны»?
В.С. Долг следует разделить на три составляющие: внутренний, внешний, гарантированный. Внутри Украина должна чуть более – $22 млрд., внешний долг– $35,5 млрд., ну и гарантированный - около $9,5 млрд.
КОР. Правительство озвучивает другой вариант.
В.С. Манипуляция. Все зависти от того, как считать, по какому курсу, что к чему плюсовать или что от чего отнимать. Статистика - это инструмент, которым успешно пользуются, когда следует создать иллюзию «успеха» или «провала». Для «себя» считаем только внешние долги, для критики конкурентов «плюсуем» все, что можно. Вот и вся хитрость. На самом деле есть научно обоснованные методики и расчеты, которые дают абсолютные и, главное, объективные цифры.
В Украине продолжает расти внутренний долг, т.е., государство продолжает выпускать облигации внутреннего государственного займа. Кто их покупает? НБУ и другие банки, собственником которых является государство. Коммерческие банки такими вещами интересуются крайне редко и в очень ограниченных объемах.
С внешним долгами, я думаю, все понятно, тот же МВФ и т.д. А вот третья составляющая - это гарантии долгов государственных корпораций.
КОР. А что с внешней торговой деятельностью?
В.С. Только за прошлый год она упала на 30%, кстати, как по импорту, так и по экспорту. В первом полугодии этого года она сократилась еще на 24%. Я уже как-то говорил, что все квоты, которые у Украины были по торговле с ЕС, выбраны кавалеристскими темпами в первые полтора месяца. Больше квот нет. Вот и получается, что источниками валюты стали «черные» заробитчане и граждане с их «сбережениями в банках».
КОР. Стоит ли говорить, что это прямой путь к дефолту?
В.С. И тут все манипулятивно и условно. С позиции государства – нет. С позиции мировой экономики – да. Золотовалютные резервы выросли. Но, за счет чего? За счет ценных бумаг, а это - не реальные деньги. К примеру, золотовалютный резерв составляет, порядка, 13 млрд., из них 5,4 - это расписки МВФ (которые записаны на счета НБУ). Можно ли МВФ отдать долг расписками? Нет, он их обратно не возьмет. Для погашения нужны реальные деньги, а их, как раз-то, и нет.
Так что технический дефолт, о котором говорили год назад, сегодня реален. И говорить о нем как о «страшилке» я бы не стал. Если ситуация с торговлей на внешних рынках существенно не изменится (а перспектив, практически, нет), разговор о дефолте можно считать прогнозом ближайших месяцев: деньги у людей скоро закончатся, а «заробитчане» все чаще предпочитают тратить деньги там, где их зарабатывают. На одних продуктах питания государственный долг не покроешь. Ну, разве что, еще повысить цены и тарифы.
КОР. Новый взгляд на тему повышения – средства зарабатывать валюту…
В.С. Утопия. 90% населения не имеет доступа к валюте.
КОР. И, напоследок: как Вы считаете, с МВФ стоит попрощаться навсегда?
В.С. Мы выходим на тему нового большого разговора. Если коротко, то сейчас расставание с МВФ для Украины - это не дефолт, это – крах. Он закроет дорогу к получению кредитов из всех других источников.
КОР. Остается только молиться. Спасибо.
Василий Куруков, Херсон.PRO