Граната для Меджлиса: кто стоит за взрывом в Херсоне
В ночь с 6 на 7 января в здании херсонского представительства Меджлиса крымскотатарского народа прогремел взрыв. По предварительной версии, неизвестные бросили в дверь офиса боевую гранату. Меджлис расценивает произошедшее как теракт, за которым стоят пророссийские силы. По другой версии, озвученной экспертами, взрыв могли совершить коммерсанты, потерпевшие убытки от товарной блокады полуострова.
Взрыв прогремел в херсонском офисе Меджлиса около двух часов ночи. Местные жители, проснувшиеся от грохота, вызвали полицию. В пресс-службе МВД сообщили, что в результате взрыва были повреждены двери в подвал, никто из людей не пострадал. В момент нападения офис был пустым.
«Правоохранители провели тщательный осмотр места происшествия. Во время проверки эксперты-взрывотехники обнаружили осколки, кольцо и пружину от гранаты РГД-5», –сообщили в МВД.
Полиция предварительно квалифицировала произошедшее как теракт и передала все материалы Службе безопасности Украины. В пресс-службе херсонского главка СБУ пока воздерживаются от комментариев, но пообещали корреспонденту Крым.Реалии предоставить информацию позже.
Взрыв в здании Меджлиса не первый подобный инцидент в Херсоне. 30 сентября 2015 года сработало взрывное устройство у дверей постоянного представительства Президента Украины в АРК, расположенного в этом городе. Тогда произошедшее также квалифицировали как теракт. Виновные до сих пор не найдены. В пресс-службе херсонского областного управления СБУ сообщили, что следствие по этому делу продолжается, но не говорят, могут ли быть связаны между собой взрывы у представительства президента и Меджлиса.
Российский след
С квалификацией случившегося согласен и глава херсонского городского Меджлиса Ибрагим Сулейманов.
«Я подчеркиваю, что это террористический акт, это никакое не хулиганское действие. Это один из моментов, чтобы запугать людей, мирных жителей, наверное, активистов из числа крымских татар», – предположил Сулейманов в комментарии для Крым.Реалии.
Он полагает, что взрыв совершили представители пророссийских сил, которые выступают против возвращения Крыма под контроль Украины.
Этой же версии придерживается экс-глава херсонского регионального Меджлиса Асан Алиев. Он не исключил, что подобные инциденты могут произойти и в Геническом районе, где крымские татары проживают наиболее массово.
Асан Алиев
«Всякое можно ожидать, тем более, район у нас не такой спокойный. Сегодня такое время, что можно ждать чего угодно. Это прецедент, поэтому нам, конечно, стоит предпринять меры предосторожности», – сказал Алиев.
По его словам, на территории материковой Украины, граничащей с Крымом, проживает немало людей, симпатизирующих России, поэтому ситуация в регионе напряженная.
«Мы как можем сопротивляемся этому, как можем ведем агитационную работу. Потому что нам точно этого в области не нужно», – сказал Алиев.
Глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров также уверен, что взрыв в Херсоне – дело рук пророссийских сил.
Рефат Чубаров
«Руководство Меджлиса крымскотатарского народа оценивает случившееся как преднамеренную провокацию со стороны пророссийских сил, направленную на дестабилизацию ситуации на юге Украины, в частности в Херсонской области, и ожидает оперативного раскрытия правоохранительными органами Украины обстоятельств, заказчиков и исполнителей совершенного преступления», – написал Чубаров на своей странице в Facebook.
Версии
А представители российской власти Крыма не стали скрывать своего воодушевления по поводу взрыва в Херсоне. Вице-премьер Руслан Бальбек заявил, что граната была брошена в ответ на «беспредельные выходки» Меджлиса.
«В Херсоне начинается партизанское движение за освобождение области от меджлисовских наемников. Простые жители устали терпеть бандитские выходки пособников Джемилева, которые занимаются вымогательством, разбоем и бандитизмом», – сказал он.
Тарас Березовец
А украинские политологи высказывают разные версии по поводу произошедшего в Херсоне. Например, по мнению автора проекта «Free Crimea» Тараса Березовца, взрыв могли устроить коммерческие структуры, которые ранее поставляли товары в Крым и финансово пострадали от товарной блокады, инициированной Меджлисом.
«Это могут быть перевозчики как с этой, так и с той стороны, которые зарабатывали на контрабанде поставок на оккупированные территории. Их потери от блокады исчисляются десятками миллионов долларов», – сказал Березовец в комментарии для Крым.Реалии.
В пользу этой версии, по мнению политолога, говорит то, что никто не взял на себя ответственность за нападение. «Если происходит коммерческий конфликт, никто никогда не признается, потому что заказ идет от коммерческой структуры, а они политических требований не выдвигают», – отметил политолог.
Иван Путилов, Крым.Реалии