Нынешнее обострение отношений между Турцией и РФ может серьезно повлиять на судьбу аннексированного полуострова, считает политик
Экс-министр курортов и туризма Крыма Александр Лиев, который сейчас работает в Минагрополитики Украины, рассказал Сегодня.ua о последствиях блокады Крыма. А вот возвращение Крыма, по мнению Александра, будет результатом стечения обстоятельств.
- Как вы оцениваете ситуацию с энергоблокадой Крыма и действия активистов?
- То, что происходит – точно ошибка. Только государство имеет абсолютно эксклюзивное право на силу, в том числе на применение противотанковых мин и на все остальное. Если кто-то пытается использовать это право без согласования и без ведома государства – это преступление. Партизанить на территории Украины очень легко. Если бы опоры взорвали на территории Крыма, это можно было бы меньше воспринимать как ущерб самой Украине. Но взорвано наше государственное имущество, которое содержится и будет восстанавливаться за счет налогоплательщиков Украины. А отстраивать его будут по-любому. Государство же сейчас идет на поводу у общественного мнения.
- И что думает общество?
- Большинство украинцев считают, что крымчан нужно наказать: "Предатели, негодяи! Пусть Путин им (Крымом – авт.) подавится. Надо отключить все, что только можно". И все, что в контекст этого общественного мнения ложится, воспринимается с аплодисментами. К сожалению, государство и политики занимаются популизмом и с удовольствием идут на поводу аплодисментов. Но ведь роль политиков в демократическом обществе – это формирование общественного мнения, ответственное лидерство.
"Блокада отразилась не на жизни Аксенова или Путина, а на жизни простых людей"
- Вы знаете, как блокаду восприняли жители Крыма?
- Знаю. Я общаюсь с ними каждый день.
- Они понимают суть этого процесса? Что происходит, почему? Как они относятся к происходящему?
- Крымчане не понимают происходящего. Воспринимают негативно. Большинство тех, с кем я общаюсь – люди проукраинских, либо нейтральных взглядов. Они считают, что, во-первых, взрывы электроопор – это демонстрация хаоса в Украине. А во-вторых - это отразилось не на жизни Аксенова или Путина, а на жизни простых людей. Например, моя близкая знакомая проукраинская журналистка из Симферополя сейчас беременна на 9-м месяце. Ей вот-вот рожать, а еще на руках маленький ребенок – 2,5 года. У него была на днях температура 40. Она говорит: "Я не могла вызвать "скорую", потому что не было связи. Причем здесь я? Я на референдум не ходила". Другой мой знакомый сейчас на гемодиализе по почкам. Он говорит: "Я не знаю, что будет. Говорят, сейчас генераторы поставили". Людям такой дискомфорт не понятен. Это можно описать так: "А давай хату подожжем, чтобы сосед закашлялся". Возможно, это работает где-то в других регионах, но крымчане такого не понимают.
- Как на политическом уровне можно исправить ситуацию?
- Считаю, что в сложившейся ситуации от имени правительства в первую очередь должна была высказаться Государственная служба по делам Крыма (к слову, согласно постановлению Кабмина одним из основных заданий данной Службы является "предложения по осуществлению водо- и электроснабжения на временно оккупированную территорию" – авт.). Но, этой Службе сегодня не дали никаких возможностей, а ее представители тихо где-то спрятались. Например, в России есть целое Министерство по делам Крыма, в Грузии – Министерство по реинтеграции, которое занимается Абхазией. К сожалению, в Украине такая Служба была создана с большим запозданием, и долгое время у нее вообще не было руководителя. Лишь 15-го мая был назначен представитель Меджлиса крымско-татарского народа. Сейчас службу возглавляет Нариман Устаев. Именно он, взаимодействуя с Меджлисом, должен был решить вопрос энергоснабжения. К сожалению, ни одного постановления или другого документа глава этой службы так и не вынес.
- Хорошо, проблему описали. Где искать выход? Что сделать, кого назначить, чтобы этот орган начал работать?
- Я думаю, здесь вопрос не только в человеке.
- А в чем?
- Тут важно понять: это случайность или умышленные действия. Выглядит все так, как будто кто-то специально раскачивает ситуацию. У нас на востоке есть война, а на юге ее нет. Но уже подрывают электроопоры. Это равносильно, как дразнить палкой медведя не имея при этом никакого плана дальнейших действий.
- А какова роль Меджлиса? Они же тоже могут повлиять на ситуацию?
- Самому Меджлису я симпатизирую. Ребята молодцы, и дай Бог, чтобы все украинцы были такими патриотами. Меджлис крымскотатарского народа – основные организаторы блокады. Но ведь именно Меджлису отдано эксклюзивное и беспрецедентное право действовать от имени власти по вопросам Крыма. Мустафа Джемилев является представителем Президента Украины. В парламентской коалиции, кроме него, есть еще Рефат Чубаров и Георгий Логвинский. Госслужбу по вопросам Крыма возглавляет Нариман Устаев, а уполномоченный Кабмином по делам Крыма – Аслан Омер Кырымлы. Эти два чиновника, согласно должностным обязанностям, формируют политику, в том числе, и в вопросах энергоснабжения Крыма. Они могут и обязаны разработать и подать на Кабмин внятную стратегию, и в ее рамках вводить ограничения и блокады. Вовсе не обязательно для этого взрывать столбы или перекрывать дороги. Очень странная ситуация. Ведь и Чубаров и Джемилев все это знают. Что-то здесь не так.
- Складывается впечатление, что у вас какое-то негативное отношение к Меджлису...
- Нет, это не так. Я не понимаю методов, которые Меджлис выбрал. Мы – правовое государство. Есть все правовые механизмы, которые почему-то не используются. Я люблю и уважаю крымскотатарский народ. Как и караимский, как и кабардинцев, армян, греков, русских, украинцев Крыма. Крым многонациональный был всегда.
Нечестно формировать мнение, будто верные Украине крымчане – это только одна конкретная национальность. Предатели, подыгрывающие Путину были и среди украинцев и крымских татар, и греков и т. д. Стоит глянуть на фамилии в Крымской "власти" и это станет очевидно. Видно все и из фамилий тех, кто покинул Крым после аннексии.
Цеплять ярлыки или ордена по национальному признаку – не справедливо и опасно. Крым богат своей поликультурностью.
- Или те люди, которых делегировали представлять интересы, не оправдали ожиданий?
- У меня реально когнитивный диссонанс. Предположим, вы кому-то очень доверяете, но видите, что он явно делает что-то не то. У меня сейчас именно такая ситуация. Я абсолютно доверяю Меджлису. Но они знают, что член их команды, господин Устаев, мог бы легко внести нужные проекты, постановления Кабинета Министров, инициировать блокаду, да что угодно. Но он этого не делает. Я вообще не понимаю, что они делают.
"Электроэнергия – это очень серьезный козырь в торгах. Мы его истратили не рационально"
- Как нагнетание ситуации повлияет на отношения Украины с ЕС и США?
- Взрывы противотанковыми минами столбов – точно не вписываются в рамки европейских ценностей, и тем более не приближают нас к безвизовому режиму. Когда в Европе власть не слышит – там действуют методы именно мирных демонстраций. В вопросе поддержки Европой однозначно ЕС будет ориентироваться еще и на мнение местной крымской громады. Нельзя пренебрегать этим мнением, нужно заниматься его формированием.
- А что с Россией? Они будут тратить деньги на обеспечение полуострова энергией?
- Да, думаю, будут, для них это мелочи. У России был план по интеграции Крыма, который исполняется очень быстро. Согласно этому плану выход на собственную энергобезопасность Крыма был запланирован на 2017-й г., а теперь он будет осуществлен гораздо быстрее. Уже в июле 2016-го полуостров может иметь автономную от Украины энергосистему – присоединиться к российской. И все это лишает действенных инструментов влияния и еще больше отдаляет нас от Крыма.
Посмотрите, как действует Россия по вопросу с газом. У них есть газовая "дубина", о которой при переговорах они нам регулярно напоминают. При этом говорят: "Цена на газ будет такая-то, если вы сделаете вот это". Электроэнергия – существенный козырь в торгах, который мы могли использовать, если бы разговоры велись на уровне государств с участием Америки, Европы и т.д. Сегодня мы этот козырь выбросили. Просто порвали его. Теперь когда придется оказать давление или реагировать на что-либо, нам возможно придется рисковать жизнями военных. Не так много у нас действенных инструментов влияния на Крым и использовать их нужно рационально.
Крым себя обеспечивает электроэнергией на треть. Если экономить, а в Крыму готовы экономить – особенно после такой ситуации со стороны Украины – это будет национальной идеей, вполне возможно протянуть вообще без украинской электроэнергии. То есть это вызовет дискомфорт, это вызовет многое в вопросах уровня жизни, это однозначно ударит по бизнесу, это 100% ударит по следующему курортному сезону, но это точно никак не приближает Крым к Украине.
- Какие тогда угрозы для экономики Украины?
- Дело не в деньгах, их мы теряем не много. Основная угроза состоит в том, что Россия будет нам соответствующе отвечать. Во-первых, мы зависимы от них по цене на газ. Кстати, вопрос о скидке у нас ними еще не подписан. Посмотрим, какую нам сейчас скидку дадут. Во-вторых, мы полностью зависимы по углю, у нас вообще нет антрацита. Кроме того мы зависимы по ряду других вопросов – в машиностроении, металлургии, по разного рода сырьевым группам, в аграрном комплексе.
А теперь представьте, если бы сейчас газовую трубу, которая идет через Украину, взорвали бы какие-то кубанские казаки. Мы бы тогда подумали, что не казаки мудаки, а в России бардак: "У них казаки трубы взрывают!". Именно такой месседж нынче гуляет по России: в Украине власть не контролирует ситуацию, там общественники взрывают столбы. И, похоже, что в Украине никто не знает, что делать с Крымом.
"Если не готовиться к возвращению Крыма, то ждать придется вечно"
- Если в политическом плане все сложно, может общество как-то повлияет?
- К сожалению, происходящее в стране за последние два года очень серьезно нас изменило в отношении к Крыму. Украинцев сегодня можно поделить на две группы. Одни действительно мечтают вернуть Крым, понимают, что сделать это без самих крымчан невозможно, и переживают за людей, которые там сейчас находятся. Они достаточно сдержаны в оценке блокады, либо относятся к ней негативно. А другие готовы заплатить Крымом за свободу. Но уплатить так, чтобы Путин им подавился. Они считают крымчан предателями, радуются их страданиям и требуют наказания. Они поддерживают блокаду, особо не рассчитывая на возращение Крыма
- То есть мы, получается, все больше отдаляемся от крымчан?
- Да, все больше и больше. Причем это происходит сумасшедшими темпами.
- И как вернуть Крым?
- Аннексия Крыма – стечение обстоятельств, которыми воспользовался Путин. Паралич Украинского Государства, дремлющая Европа, Заинтересованный в сотрудничестве с РФ Эрдоган, эмоциональный настрой крымчан и многое другое...
Деоккупация Крыма будет тоже в результате стечения обстоятельств. Разных. Обязательно неожиданных. Состояние дел в Москве. Позиция Стамбула. А может выборы в США? Может обстановка на Дальнем Востоке? или пробудившаяся терактами Европа? В любом случае к этому должно быть готово Украинское Государство и в любом случае – для этого нужно готовить настроения в Крыму.
Нынешнее обострение отношений между Турцией и РФ может серьезно повлиять на судьбу аннексированного Крыма. Аннексия стала возможной, в том числе, и из-за тихой позиции Эрдогана. Да, он тогда заявил, что не признает права РФ на Крым, но кроме "взволнован" и "глубоко обеспокоен" ничего не предпринял. Тогда российские дипломаты в Турции праздновали успех и победу, их устраивал "взволнованный" нейтралитет. Но вот бомбардировщики над Турцией взволновали Эрдогана по-настоящему!
У нас точно будут шансы вернуть полуостров. Мы должны быть готовы не упустить этот шанс! Крым вернется. Я не сомневаюсь.