Он официально отказался от участия в выборах мэра 3 ноября и с тех пор молчал. Кроме обращения к херсонцам об этом, явно нелегком для себя решении, больше - ни слова. Ни одного комментария о кандидатах, ни одного заявления в их поддержку или неподдержку, ни одной оценки предвыборных баталий. Человек, чья роль в минувшей избирательной компании во многом повлияла на ее результат, прервал молчание только сейчас. Когда выборы позади. Сегодня наш собеседник - депутат Херсонского городского совета Владимир САЛЬДО
Кривотолков вокруг Вашего решения было очень много. Мы не говорим сейчас ни о Ваших сторонниках, ни о противниках. Но всем понятно, что самая низкая явка по Украине во втором туре – это тоже голосование. Во многом ее в Херсоне связывают с Вашим электоратом. Голосовавшие в первом туре за вас именно так, как говорят, «ногами» высказали свое отношение к оставшимся кандидатам…
В.С. Думаю, что низкая явка – это следствие усталости людей от политики. Ее в нашей сегодняшней жизни слишком много. И, к сожалению, политики на качество жизни не влияют. С проблемами люди остаются один на один. Это основной фактор, как вы говорите, голосования ногами. Хотя, отношение к кандидатам тоже исключать нельзя. По новому закону о выборах в бюллетене была исключена графа «против всех». Не придя на участки, люди, фактически, поставили выборную отметку именно в этой графе.
Но насколько легитимен избранный незначительной частью жителей города мэр? По официальным данным, в голосовании приняли участие 20,5% избирателей. 79,5% не голосовали.
В.С. Легитимен. Потому что такие правила установлены законом и в соответствии с ними проведен второй тур. Своего рода выборный эксперимент с избранием мэров крупных городов в два тура. Результаты его – налицо.
Очевидно, что к выборному законодательству нужно возвращаться и усовершенствовать его, причем значительно, усовершенствовать, учитывая результаты по всей Украине. И не просто результаты, а результативность выборов.
Идея введения второго тура подразумевала более справедливое решение по выбору мэра для горожан. Вот тут то и появился вопрос, на который нет однозначного ответа: более справедлива такая система или нет? Ответы мы увидим и почувствуем на себе, на своей жизни.
Снова возвращаться к выборам мэра простым большинством?
В.С. Не исключено, хотя выводы можно будет делать после более глубокого анализа и открытого общественного обсуждения. Чего, кстати, при принятии нового закона о местных выборах не было. «Сваренный» на скорую руку, он и привел к результату «маємо, шо маємо».
К слову о выборной активности. Некоторые европейские наблюдатели, удивляясь низкой явке, приводят примеры, когда за нежелание голосовать штрафуют. В Бельгии, например.
В.С. В Бельгии люди живут по-другому. Там власти есть, что показать обществу, есть, что ему предъявить. Уверен, что в Украине убеждать людей в необходимости принимать участие в выборах следует примерами эффективной работы, позитивными изменениями, четкими перспективами. А отсутствие всего этого и порождает уныние, которым эти выборы закончились. Но и это пройдет.
И все-таки, почему Вы снялись с выборов. Аргументы, о том, что чувствовали проигрыш, сейчас звучат совсем неубедительно. Потому что в части городов победил именно тот кандидат, который в первом туре был на втором месте.
В.С. Начнем с того, что со всеми кандидатами я был явно не в равных условиях. В отличие от других, моя предвыборная кампания длилась всего несколько дней. Зарегистрировали ведь чуть больше чем за неделю до выборов. Плюс – колоссальное противостояние, которое устроил мне местный политикум. Поверьте, никогда не думал, что известная фраза «один из всех, за всех, противу всех» будет так близка моей жизни.
Но поддержка людей была настолько велика, что в первом туре я получил достаточно высокий результат. Даже очень высокий для человека, против которого «играет» (другого слова здесь скажешь) в едином порыве вся власть, весь админресурс. Впору бы идти дальше. Но бороться ведь решили не только и не просто со мной.
Скажите, победа стоит, чтобы из-за политической борьбы страдали люди? Решение далось очень непросто. И, в первую очередь, я думал о тех, кто убежденно отдал мне свой голос.
Учитывая Ваш опыт, сможет ли работать мэр с нынешним, достаточно разношерстным составом горсовета, тем более, при отсутствии в нем своей политической силы?
В.С. А у него другого выхода нет. Тут не хочешь, «мусиш». Характер нужен, способность договариваться, убеждать, отстаивать, доказывать. Мягкотелость не пройдет, да и амбициозных местных политиков в горсовете достаточно. Так что: либо характер и твердость, либо будут крутить «как цыган солнцем».
Себя к амбициозным политикам тоже относите?
В.С. Я отношу себя к практикам. Во-первых, через многое, что сегодня проходят местные политики, я прошел. Причем давно. Во-вторых, чистая политика играет для меня едва ли не последнюю роль. Да и то, лишь в том, насколько она полезна для решения практических задач по развитию города и улучшению качества жизни в нем.
Ведь вспомните, как шла предвыборная кампания. О чем только не говорили: о каких-то гипотетических угрозах, каких-то где-то выступлениях, каких-то где-то словах. Но о простой конкретной работе никто не говорил. Людей только убеждали, кто плохой кандидат, кто хороший. Сыпали штапмами, лозунгами. А что этот кандидат, став мэром, принесет полезного городу с чисто практической точки зрения, насколько профессионален он в городском хозяйстве, что способен сделать для решения тысяч житейских проблем, которые есть? Об этом молчали. Знаете почему? А говорить нечего. Политика перечеркнула жизненные ценности, которые гораздо важнее политики.
И свою задачу в горсовете я вижу в том, чтобы эти жизненные ценности вернуть из небытия и поставить во главу угла.
Но политики меньше не станет, а орущему лозунги рот лозунгом не заткнешь
В.С. А порой хочется, правда? Кстати, отличная идея для карикатуры. Уверен, что карикатурных ситуаций будет достаточно. Но знаете, что важно? Людям, по сути, безразлично, кто принимает нужные им решения, решает волнующие их задачи. Им нужно, чтобы решения принимались, а задачи решались. И чтобы проблем становилось меньше, а перспектив больше. Важен результат работы, а кто ее будет делать, вопрос второй. Поэтому хозяйственная составляющая гораздо важнее политической. Люди важнее политики.
И мэр, и горсовет обязаны это учитывать.