Рефат Чубаров о блокаде: Сложные дни еще впереди
О роли украинского государства и «Правого сектора» в организованной меджлисом крымскотатарского народа продовольственной блокаде Крыма, о реакции крымских властей и «белом» списке предпринимателей Крым.Реалии рассказал глава Меджлиса Рефат Чубаров.
– Какова роль государства в сегодняшней блокаде Крыма?
– Меня сейчас меньше всего беспокоит участие государства, более важно, какова поддержка украинского общества. И здесь я абсолютно доволен, не столько поддержкой самой акции, что очень важно, а пониманием ее сути. Хочу добавить, что в последние дни я слежу за мыслями некоторых экспертов и заметил, что те цели, которые мы не озвучивали перед акцией, они заметили и увидели весь комплекс наших задач.
Сейчас говорят, что именно благодаря Меджлису и крымским татарам блокада превращается в общеукраинскую акцию и возвращает крымскую проблему со второго-третьего ряда в первый. Это также делает крымских татар полноценными субъектами переговорного процесса, который, как прогнозируют, может начаться в результате уже других шагов, вытекающих из этой акции. Я честно скажу: мы эту цель тоже ставили перед собой.
В то же время для меня очень странно, что некоторые мои знакомые по Крыму, которые так же, как и многие из нас, стали вынужденными переселенцами, не просто не поддержали нас, но и выступили против. Не хочу называть ни одной фамилии, разумеется. Некоторые из них еще в Крыму изображали себя демократами, юристами, но прятались, когда речь заходила не только о специфическом положении крымских татар, но и о кардинальном решении крымскотатарской проблемы.
Но я очень удивлен другим: сейчас на нас начали нападать, и это заметно. Но здесь нет места для зависти и конкуренции. Здесь сейчас много работы. Всем те, кто пытается в социальных сетях и в средствах массовой информации искать для нас глубинные несуществующие факторы симбиоза с «Правым сектором», я говорю: «Приезжайте сюда, если вам кто-то не нравится, приезжайте и будьте лучшими, чтобы увидели, что вы тоже здесь».
– «Правый сектор» не поддерживает режим Петра Порошенко…
– Эта акция не имеет никакого отношения к тому, кто и как относится к Порошенко. Это самая большая украинская беда, – которая была во все времена, когда Украина была на грани определения чего-то кардинального, – когда украинцы, как и многие крымские татары, не могут сплотиться вокруг главной идеи. К чему сегодня правительство, Порошенко и все остальные? Для нас проблема – деоккупация. Мы сказали: «Придите и будьте здесь с нами, если вы за деоккупацию Крыма». И не только «Правый сектор», но и мои товарищи в Крыму, среди которых есть молодые люди и которые завтра могут быть более активными и известными общественными деятелями. Нельзя стоять в стороне, когда тебя не просто приглашают, но ждут помощи. «Правый сектор» – за возвращение Крыма, за то, чтобы не просто прекратить, а противостоять войне России – это нас объединяет, все остальное для меня на данный момент не важно.
– Вы говорили с президентом Порошенко после объявления блокады?
– Меня сегодня поздравили с днем рождения. О блокаде мы не говорили, говорили о том, что все мы служим Украине.
– Когда будет представлен список предпринимателей, которые будут провозить продовольствие в Крым?
– На данный момент многие водители ждут только одной стороны – работодателей. И вчера мы с экспертами из «Майдана иностранных дел» как раз обсуждали, каким образом обратиться к ним. Мой коллега сказал, что сегодня будет напечатан список, и мы призываем работодателей найти общий язык с нами.
– Как бы вы прокомментировали реакцию оккупационной власти Крыма на сегодняшнюю акцию?
– Пока истерия напоминает сумасшедшего, который пытается над нами шутить, оскорблять, утверждать, что никакого дефицита они не почувствуют. Мы просто знаем, что сейчас происходит на рынках в Крыму. Если честно, то оккупационная власть не сможет заявить официальную реакцию на блокаду, это будет делать Москва. Вчера вице-премьер Козак заявил о подготовке к нашей акции еще до ее начала.
– Идет ли продовольственная блокада Крыма в запланированных пределах?
– Первые два дня прошли спокойно, но это начало. Думаю, что сложные дни еще впереди. Для работодателей это не просто развернуть загруженные машины, это нарушает их уже составленные схемы. Здесь надо иметь глубокие чувства патриотизма. Если они на это способны – пойдет дальше тоже достаточно спокойно, если нет – будет трудно.